Найти тему
DreamClass

Как писать крутые диалоги: 7 подсказок автору

Продуманные диалоги – одна из основ отличной истории. Это важный инструмент для знакомства читателя с героями и их переживаниями, а также развития сюжета. Как быстро освоить искусство создания блестящих диалогов? Используйте эти 7 подсказок.

Диалог - отличное средство демонстрации сильных эмоций
Диалог - отличное средство демонстрации сильных эмоций

Вступайте в диалог как можно позже

С чего начинается обычный разговор в реальной жизни? «Привет! Давно не виделись. Как дела?» - вот привычное начало беседы, и всю эту бестолковую чепуху неопытный автор пытается воткнуть в разговоры своих персонажей, придерживаясь принципа правдоподобия.

В книжном диалоге такие детали излишни. Нужно сразу переходить к сути, минуя все любезности и словесный мусор. Врывайтесь в разговоры ваших героев посреди диалога и сразу выдавайте читателю значимую и интересную информацию. Никогда не рассказывайте ему повторно то, что он и так знает или даже знать не хочет.

Смиритесь с многократными повторами слова «сказал»

Длинный диалог может быть буквально усыпан повторами этого слова, что несколько раздражает. Иногда удается его обойти или удачно заменить простым синонимом: заявил, проговорил, отметил. Хотя и такой маневр нужно использовать аккуратно, учитывая контекст.

Повторяться скучно, но иногда это почти неизбежно
Повторяться скучно, но иногда это почти неизбежно

Когда эти уловки кончаются, писатель открывает словарь и начинает извращаться: проворчал, предостерег, вымолвил, изрек, огласил, оповестил, излил… Все это лишнее и только отвлекает внимание читателя от главного – реплик персонажей. Простого «сказал» почти всегда достаточно. Кроме того, есть другой, более удачный способ избежать лишних повторов.

Описывайте действия персонажей

Заменить многочисленные «сказал» можно указанием на действия героев, который произнес реплику. Этот маневр выполняет двойную функцию.

Так автор уточняет, кому принадлежит очередная фраза, а заодно показывает, что происходит по ходу развития диалога. Вы делаете сцену более динамичной, задаете ей темп, помогаете читателю живо представить всю картину и лучше разобраться в характерах персонажей.

Дайте каждому герою свой голос

Постарайтесь продумать индивидуальные детали речи для основных героев. Один любит иронично пошутить. Другой – немногословен, предпочитает простые слова и односложные предложения. Третий говорит витиевато, использует редкие для устной речи словечки. Четвертый вообще шепелявит:)

Настоящие мужики не трындят в книжных диалогах!
Настоящие мужики не трындят в книжных диалогах!

Показывайте отношения между героями

Диалог – отличный способ показать особенности взаимоотношений между персонажами, не рассказывая о них прямо в авторской речи. Они ненавидят друг друга, обожают, боятся? Все этом можно отразить в тоне разговора, нюансах речи, выборе слов.

Не рассказывайте все прямым текстом

Читателю нравится догадываться о сути событий и диалогов героев по подсказкам и намекам. Он не любит, когда его тычут носом в очевидные факты.

Диалоги подходят для такого приема как нельзя лучше. Вместо того, чтобы сообщать обстоятельства истории авторской речью, введите читателя в курс дела через разговоры персонажей.

Кроме того, и в самих диалогах стоит оставлять каплю недосказанности. Когда люди хорошо знают другу друга, у них появляются свои шутки, присказки, «кодовые словечки», а еще они учатся понимать друг друга с полуслова. Используйте это, чтобы дать читателю достаточно информации для понимания сути разговора, но не преподносить ему все сведения на блюдечке.

Не превращайте диалог в монолог

Разговор - это как пинг-понг. Собеседники перекидываются фразами, перебивают друг друга, рвутся везде вставить своим пять копеек. Странно, когда один из них тарахтит уже вторую страницу, а остальные молча слушают.

Ну изредка диалог неизбежно становится монологом
Ну изредка диалог неизбежно становится монологом

Диалог часто превращается в монолог, когда один из персонажей сообщает нечто важное или изливает душу. Но даже если речь идет о жизни и смерти, другим участникам разговора найдется, что сказать, и им надо дать слово. К тому же активный обмен репликами смотрится динамичнее и задает сцене ритм, тогда как длинный монолог нагоняет скуку.

Работайте над диалогами в вашей книге, а заодно читайте другие статьи для начинающих писателей: