Найти тему
История разведки

Катастрофу на автономной глубоководной станции западные СМИ сравнили с гибелью «Курска»

Оглавление

Что произошло по официальной версии

2 июля с. г. пресс служба МО России сообщила, что на АГС (автономной глубоководной станции), проводящей исследование рельефа дна Баренцева моря, произошел пожар. В результате от отравления продуктами горения погибли 14 человек. Среди них 7 капитанов первого ранга и 2 Героя России. Причины катастрофы устанавливаются. АГС отбуксирована в Североморск, где расположена военно-морская база ВМФ. Сообщение короткое и все детали происшествия засекречены.

Чуть позже стало известно, что по линии МИД о катастрофе на борту станции были оповещены норвежские власти. При этом в телеграмме говорилось, что причиной был взрыв газа на станции. Норвежцы немедленно проверили уровень радиации в своих водах, но его превышения не обнаружили.

Откуда ноги растут

По словам источника, близкого к данной теме, речь может идти об аппарате, стоящем на вооружении ГУГИ (Главное управление глубоководных исследований). Оно подчиняется непосредственно Министерству обороны.

Атомная лодка, переделанная для транспортировки АГС
Атомная лодка, переделанная для транспортировки АГС

К месту проведения исследований станцию транспортировал переоборудованный для этих целей подводный крейсер устаревшей модели. АГС крепится к нему снизу, а потом отцепляется. Пожар на борту произошел вечером 1 июля, когда станция закончила работу и всплывала. Причиной его мог послужить аккумулятор.

Таких станций нет ни в одном военном-морском флоте мира. Она представляет собой малую подводную лодку с ядерным реактором. Экипаж её немногочисленный, все офицеры, Она может брать для проведения исследований прикомандированных специалистов. Для их жизнеобеспечения на борту имеются камбуз и отсеки для отдыха.

Графическая схема АГС. Видны сферические осеки, за что станцию прозвали «Лошариком»
Графическая схема АГС. Видны сферические осеки, за что станцию прозвали «Лошариком»

Существует несколько проектов таких АГС. Они выполнены по подобию подлодки АС-12. Она представляют собой прочный титановый корпус из нескольких сферических отсеков, соединенных между собой. Глубина погружения станции составляет около 6 тыс. метров. Она оснащена манипулятором и ковшом с телекамерой. Этот глубоководный аппарат имеет возможность подбирать со дна океана находящиеся там предметы, ремонтировать подводные кабели и изучать рельеф морского дна.

Кто погибшие

Независимые источники называют среди погибших капитана первого ранга Филина Николая Ивановича. Он испытатель глубоководной военной техники, Герой России. Вторым Героем был командир подлодки Долонский Денис Владимирович. Это звание он получил за изучение Антарктики и Арктики несколько лет тому назад.

Погибшие офицеры числятся в части, которая дислоцируется в Петергофе в составе упомянутого здесь ГУГИ. Информация об этом Управлении засекречена. Несмотря на то, что официальные власти называют станцию научно-исследовательской, можно смело предположить, что она занимается разведывательной деятельностью.

Макет лодки-носителя с пристыкованной к ней станцией
Макет лодки-носителя с пристыкованной к ней станцией

Мощная лодка-носитель может незаметно доставить её в любую точку мирового океана. Ну, а там поставить на дно радиолокационный буер для контроля за американскими атомными ракетоносцами или подсоединить к проложенному на дне трансатлантическому кабелю считывающее устройство ей ничего не стоит.

Предположения о причинах трагедии

Пожар в любом замкнутом пространстве, будь то отсек подводной лодки или космический корабль, критическая аварийная ситуация. Если он случился на субмарине, то вступает золотое правило борьбы за её живучесть. Люки аварийного отсека задраиваются и находящиеся в нем члены экипажа начинают тушить пожар. При этом, чтобы не отравиться угарным газом у каждого при себе имеется специальное дыхательное устройство.

По предположению эксперта, либо в отсеке произошел взрыв, в результате которого погибли люди, либо они не вовремя сняли дыхательные устройства после ликвидации пожара и отравились продуктами горения. Ждем вывода государственной комиссии. Уж она-то найдет, что нам следует рассказать.

-5

Это не единственная трагедия с российскими атомными подводными лодками. В 2008 году в ходе испытания лодки «Нерпа» в её отсеки стал поступать газ фреон. Тогда погибло 20 моряков. Подводный крейсер К-141, известный всем под названием «Курск», в результате взрыва торпеды затонул 12 августа 2000 года. Погиб весь его экипаж численностью 118 человек.

P.S. Не кажется ли вам злым роком, что трагедия на нашей станции произошла через неделю после премьеры французского фильма о гибели российских моряков-подводников на лодке «Курск»?