Найти тему
Открытая семинария

Жена Распутина

Прасковья Фёдоровна Распутина, жена Григория Ефимовича
Прасковья Фёдоровна Распутина, жена Григория Ефимовича

В молодости, когда Григорий много болел, «очень трудно это было всё перенесть, а делать нужно было, но всё-таки Господь помогал работать, и никого не нанимал, трудился сам, ночи с пашней мало спал».

И тем не менее, как справедливо замечает Варламов, одна помощница у него была — его возлюбленная жена:

«Об этой женщине почти все, кто её знал, отзывались всегда очень хорошо. Распутин женился восемнадцати с небольшим лет — 2 февраля 1887 года. Жена была старше его на три года, работяща, терпелива, покорна Богу, мужу и свёкру со свекровью. Она родила семерых детей, из которых трое первых умерли, трое следующих выжили, и последняя девочка также умерла — история для своего времени типичная». (Варламов С. 14 )

Григорий "положил глаз" на Прасковью Федоровну на деревенских танцах, которые часто проходили в Покровском, да и кругом. Он сам замечательно умел танцевать русские танцы - а попробуйте-ка пройтись в присядку, попробуйте покружиться, не так просто. Я сам когда-то немного занимался русскими народными танцами, и знаю.

Григорий и в Питере плясал. И это не были пьяные разгульные пляски, как их потом пытались представить. Это была и зарядка, и разрядка, и чистое веселье, далекое от условностей Питера. Да, чопорному свету не импонировала русская пляска, и вообще - что-то русское. Но Григорий Ефимович всегда делал все, чтобы сблизить "свет" с народом. И пляска - была одним из таких путей. А Прасковья вообще была очень грациозна, мастерица танцевать. Кстати, русские народные танцы - удивительно чисты.

Но семейная жизнь - она гораздо сложнее, и иногда трагичнее, чем пляска. Вот как об этом пишет Матрёна Распутина:

"Начало семейной жизни было счастливым. Отец с усердием, какое раньше замечалось за ним не всегда, работал по хозяйству. Потом пришла беда — первенец прожил всего несколько месяцев. Смерть мальчика подействовала на отца даже сильнее, чем на мать. Он воспринял потерю сына как знак, которого так долго ждал. Но не мог и предположить, что этот знак будет таким страшным.
Его преследовала одна мысль: смерть ребёнка — наказание за то, что он так безоглядно „тешил плоть“ и так мало думал о Боге. Он молился. И молитвы утишали боль. Прасковья Фёдоровна сделала всё, что могла, чтобы смягчить горечь от смерти сына. Через год родился второй сын, Дмитрий, а потом — с промежутком в два года — дочери Матрёна, или Мария, как я люблю, чтоб меня называли, и Варя. Отец затеял строительство нового дома, большего по размерам, чем дом деда, на одном дворе. Это был двухэтажный дом, самый большой в Покровском». (Распутина М. Г. Распутин. Почему? М., 2000. С. 34.)

Как важно для Божьего человека, или, вернее, для того, кто желает стать таковым, иметь супругу-единомышленницу. О жене Распутина написано очень мало - но уже из Чтений вы увидите, какая это была необыкновенная, посвященная христианка, какая заботливая мать, какая терпеливая и внимательная жена! Одно можно смело сказать - не было бы такой вот Прасковьи Федоровны - не было бы и Распутина-Нового.

Но вот не утерплю и добавлю тут показания Ольги Лохтиной, которая очень хорошо знала Григория и Прасковью.

«По его приглашению я отправилась к нему в гости в Покровское, где я пробыла с 15 ноября по 8 декабря 1905 года... Ехать с Распутиным большое удовольствие, ибо он давал жизнь духу... Дорогою он предсказал забастовку и все говорил: „Только бы доехать». Как только доехали, она началась» .

В Покровском Лохтина познакомилась с бытом простой искренне верующей крестьянской семьи Григория: «Уклад его жизни мне очень понравился. Жена, встретив мужа, упала ему в ноги... Смирение его жены меня удивило. Когда я бываю права, я никому не сделаю уступки. И вот как-то жена Распутина в споре с мужем уступила ему, хотя было ясно — права она, а не он. На высказанное мной... удивление Распутина сказала:

"Мужу и жене надо жить одним сердцем — где ты уступи, где тебе уступят"... Спали мы где придется, очень часто в одной комнате, но спали очень мало, слушая духовные беседы отца Григория, который как бы приучал нас к ночному бодрствованию. Утром, если я вставала рано, то молилась с отцом Григорием... Молитва с ним отрывала от земли... Дома проводили время в пении церковных псалмов и песнопений...» .

Следователи 13-й Комиссии пытались добиться от Лохтиной каких-либо признаний в сексуальной связи с Распутиным. Вот ее ответ: «Да, он имел обыкновение целоваться при встречах и даже обнимать, но это только у людей дурных появляются дурные и грязные мысли... Совершенно справедливо также, что при одном из посещений села Покровского я мылась в бане с Распутиным и его семьею — женою и двумя дочерями. При отсутствии дурных мыслей это никому из нас не казалось ни неприличным, ни странным... Что Распутин был действительно старец, убеждает меня и мое исцеление, и те предсказания, которые мне пришлось услышать и которые оправдались» .

_______

Понравилась статья? Не пожалейте сил нажать "палец вверх", поделиться статьёй с друзьями или прокомментировать!
А чтобы не пропускать новые статьи на разные темы, подпишитесь на мои каналы на Дзен:
"Открытая Семинария",
"Открытое Будущее",
"Открытая Библия",
"Открытая Церковь".
Заходите на мой сайт "Духовный миллионщик". Там много интересного.
Не мало интересного вы найдёте на моём YouTube канале «Открытая семинария».
А на YouTube канале «Солёное радио» мы проводим прямы эфиры на разные темы.
Вступайте в группу "Открытая семинария" в ВК.