Найти тему
Культурная критика

Непонятно, но очень хорошо: «Химмельстранд» Йона Айвиде Линдквиста

Четыре семьи, путешествующие в фургонах и заночевавшие на стоянке кемпингов, просыпаются в ином мире. Здесь нет солнца, здесь нет ничего, кроме травы до самого горизонта, почва моментально впитывает кровь, все, что посажено в землю, начинает тут же расти. Люди не понимают, как они сюда попали, а на горизонте показываются странные фигуры, люди без лиц, которые направляются к кемпингу. Каждая семья попала сюда не просто так, и среди них таится настоящий монстр. Только странники поневоле еще не знают, что этот новый мир полон сюрпризов, и даже их самые страшные кошмары - еще не худшее, что их тут ждет.

Мое знакомство с Йоном Айвиде Линдквистом началось с романа «Впусти меня». Он вышел в самом разгаре популярности «Сумерек» и «вампирских» саг по их мотивам и вроде бы попал в эту струю. При этом «Впусти меня» на порядок страшнее, мрачнее и реалистичнее, не имеет ни намека на романтику и отличается очень большой оригинальностью.

Такой же оригинальностью и той же определенной реалистичностью обладает и «Химмельстранд». Начиная с мира - внезапно возникшей вокруг четырёх кемперов четырёх семей бесконечной зеленой поляны, вроде бы не имеющей конца и края. В этой бесконечности герои остаются один на один друг с другом и сами с собой. Далее к образу этого мира добавляется только кислотный дождь, странные существа, питающиеся кровью, таинственный перекрёсток, фольксваген-жук и его водитель и понимание, что конец у поляны все же есть, но нужно решиться до него дойти.

По ходу чтения возникает множество вопросов - что это за мир? Что это за существа? Почему герои в него попали? Кто стоит за этим? Причём тут собственно автор песен Петер Химмельстранд? Ответов на эти вопросы в книге нет - и это может быть главным разочарованием при ее прочтении. Возможно, что-то раскроется в следующих двух частях. А может быть и нет.

С другой стороны, отсутствие ответов не означает, что нельзя получать удовольствие от процесса изучения этого странного мира. Читатель может строить свои собственные версии и пытаться разгадать заданную автором загадку. У меня при прочтении сменились сразу несколько - воздаяние за грехи, потусторонний мир, а также что некоторые из героев не совсем живы... Таким образом, читатель активно вовлекается в повествование и может даже считать себя со-творцом происходящего до определенного момента, когда часть карт автор все-таки раскрывает.

Недостатки и слабости, душевные занозы - вот что главное. Злой человек, добрый, способный или бездарный - вроде бы сразу видно. Но первое впечатление - всего лишь первое впечатление. У каждого есть червоточинка. Он может и сам про неё не знать. Попала песчинка в раковину, а что вокруг неё вырастет, жемчужина или смертельная опухоль, - никому не известно. В первую очередь самому моллюску.

Помимо оригинального мира, «Химмельстранд» подкупает персонажами. Они все живые, для всех у автора есть история - даже для песика Бенни и его новой подруги кошки Мод. Вроде бы нам показывают картинку - вот знаменитый футболист, его жена-фотомодель, их дочка - маленькая принцесса. Вот хозяин семейного супермаркета, его жена и маленький сын. Вот пожилая пара - муж и жена, которые вместе очень много лет. Вот двое друзей-фермеров. А дальше выясняется, что все совсем не так, как на первый взгляд. У каждого из героев есть вот эта самая червоточинка - секрет, тайное желание, какое-то событие, после которого их жизнь переменилась. И таинственный бесконечный мир их знает - и пользуется ими.

Кто-то смог преодолеть свои слабости, взглянуть в глаза своему страху и победить. Кто-то не смог. Кто-то наконец-то понял, чего он на самом деле хочет. Но на выходе получилось, что важно все то же самое, что и всегда - честность, прощение, любовь к своим близким. Важно быть смелым. Важно уметь преодолеть себя ради тех, кто тебе дорог. Собственно, те, кто выбрал именно эти вещи, и сумел выбраться.

Зато он твёрдо знал, кто он. Человек. Самый обычный человек из плоти и крови, и будет цепляться за жизнь до конца.

Атмосфера романа строится как раз на сочетании этого странного мира, жаждущего разгадки, и глубоких персонажей. Есть несколько действительно страшных моментов, но скорее из-за переживаний за судьбу героев. Именно ужаса в «Химмельстранде» нет, поэтому некоторые громкие сравнения с Кингом вряд ли оправданны - Кинг страшнее. Но роман Линдквиста хорош именно тем, что мало на кого похож и мало что объясняет.