Найти тему

Российский рынок супермаркетов начал возрождение

В кризис 2014-2016 гг. формат супермаркетов развивался довольно неоднозначно. С одной стороны, успешные московские сети, ориентированные на потребителей категории «средний+» и выше «среднего», сумели продолжить расти, хоть и небольшими темпами. С другой стороны, в регионах большая часть супермаркетов оказалась менее востребована среди жителей средних и малых городов, стремительно теряющих доходы вследствие кризиса. Кроме того, федеральные сети магазинов у дома, зачастую предлагающие более низкие цены, чем супермаркеты региональных сетей, перехватывали значительную часть трафика. Вместе с тем, часть «дорогих» супермаркетов, имеющих высокую долю импортных товаров в структуре продаж, не сумели пережить кризис 2014-2017 гг. Так, например, часть франчайзи нидерландского SPAR были вынуждены свернуть свою деятельность в России.

Впрочем, в 2017-2018 гг. началось возрождение рынка супермаркетов – обновленные форматы «Перекрестка» продемонстрировали существенный рост, а «Лента» продолжила делать акцент на развитии именно супермаркетов. В 2018 году начал реорганизацию «Магнит», который отказался от дальнейшего развития гипермаркетов и решил переформатировать их в большие супермаркеты с дополнительными арендаторами. Таким образом, в 2018 году суммарный объем сегмента супермаркетов в России составил 3,3 трлн руб.

Табл. 1. Рейтинг наиболее крупных операторов супермаркетов в России, 2015-2018 гг., млн руб.

-2

Лучше других в кризисные годы себя чувствовали супермаркеты «Перекресток», принадлежащие X5 Retail Group. Рост их выручки объясняется как ростом числа магазинов, так и реновацией, которая позволила увеличить трафик в магазинах (темпы роста показателей like-for-like превысили 15%). Кроме то, в 2018 году «Перекресток» стал лидером по темпам роста и внутри X5 Retail Group, опередив «Пятерочку». Тем не менее, в 2018 году не у всех игроков наблюдалась положительная динамика в развитии. Так, например, SPAR столкнулся с проблемами у некоторых франчайзи («ТД Интерторг» продал до 10 магазинов «Перекрестку»). Супермаркеты «Ашана» также чувствовали себя неоднозначно.

Подробнее в кратких сводках отраслевых исследований