Совсем скоро начнется новый учебный год, и выпускники девятых и одиннадцатых классов будут искать дополнительные занятия, курсы, репетиторов для подготовки к экзаменам. Как правильно подойти к этому выбору, что стоит учитывать при поиске и как не ошибиться? Обо всем этом сегодня.
Пожалуй, первый вопрос, который задают выпускники при выборе: "А что лучше? Репетиторы или курсы?". Здесь отвечу максимально честно, потому что я и сама, будучи выпускницей, ходила и туда, и туда, и с точки зрения преподавания была и репетитором, и преподавателем на курсах. Итак, здесь ответ очень простой: необходимо попробовать все форматы и выбрать подходящий вам, поскольку не всем детям комфортно заниматься в группе либо быть один на один с преподавателем. И это реально основной показатель. Главное – комфорт! Если есть какое-то стеснение – вся работа не будет иметь смысла, так как ребенок будет постоянно отвлекаться, не сможет сконцентрироваться на поставленной задаче и т.д.
Теперь остановимся на плюсах и минусах репетиторов и платных курсов. Многими мифами обросли оба варианта подготовки, поэтому давайте разбираться:
Репетитор
Плюсы: занятия один на один, все внимание исключительно ученику.
Минусы: встречи раз в неделю (реже два), контакт тоже лишь раз в неделю. Очень часто половина занятия с репетитором – это проверка домашнего задания ребенка и ответы на его вопросы. С учетом того, что ученик готовит не один предмет, за неделю около 80% объема информации уже забывается.
Групповые занятия
Плюсы: занятия проходят с единомышленниками, есть контакты с одногруппниками (уточнить домашнее задание, пройденную тему при пропуске, обсудить материал для того, чтобы не забыть) и часто с преподавателями, так как многие групповые занятия в настоящее время переходят в онлайн-формат: проводятся онлайн-уроки, а также консультации с наставником один на один. Этакий репетитор в группе.
Минусы: если ребенок слабенький, ему больше подходит контакт один на один. Также если ребенок стеснительный, то группа будет ему не помогать, а только мешать.
А теперь давайте поговорим о том, как же правильно выбрать репетитора или групповые занятия так, чтобы не пожалеть после?
Репетитор:
- В первую очередь обязательно попросите у репетитора его баллы ЕГЭ, если он готовит к нему. Многие преподаватели, подготавливающие детей к Единым госэкзаменам, каждый год самостоятельно их сдают, чтобы подтвердить свою квалификацию. И это логично, потому что как человек может научить тому, чего сам не умеет?
- Лучший выбор репетитора – это чьи-то рекомендации. Если есть знакомые, чьи дети занимались у понравившегося вам учителя, обязательно узнайте их мнение. Да, все люди разные, но, как правило, это все-таки очень помогает сделать выбор.
- Неправильный вопрос, который часто задают родители: "На сколько баллов вы подготовили своих учеников?". Дело в том, что дети разные. Кто-то готовится с нуля до пятидесяти и безумно этому радуется, а вот кто-то умный, и на меньше, чем 100 баллов, он не согласится. Ну и никакой репетитор вам не признается в том, что есть плохо сдавшие ученики. А вот если признается - смело выбирайте его! Потому что этим учитель только показывает свой профессионализм, говоря о том, что не все дети одинаковые, да и в карьере любого репетитора не бывает одних стобалльников.
- Продолжение предыдущего пункта. Многие репетиторы специально берут к себе на обучение только умных ребят с хорошей базой как раз для того, чтобы не портить свое портфолио "слабыми" детьми. Такой "профессионал" нам точно не нужен!
- Система. Репетитор должен четко знать, по какой программе обучать ребенка. Уроки не должны быть бессмысленными и размытыми.
- Обратите внимание на материалы, по которым обучает репетитор. Яркий пример: один из преподавателей моих учеников готовил их к ЕГЭ по русскому языку по сборнику 2008 года, в котором еще живы А, В и С части (которых, кстати, уже давным-давно в экзамене нет). Компетентность очень важна!
Групповые занятия
- Формат. Как правило, многие школы по подготовке к экзаменам ведут не только "кабинетные" занятия, но и онлайн. Это сейчас очень популярно, к тому же эффективно не меньше очных занятий.
- Программа. Как и у репетитора, групповые занятия тоже не должны быть построены абы как. Системность во всем!
- Подход. Если ребенок в группе, он не должен быть обделен вниманием. Поэтому если вы выбираете такой формат занятий, обязательно интересуйтесь у ребенка, замечают ли его, все ли он понимает на уроках.
И в обоих случаях хочется еще раз отметить, что ученику должно быть обязательно комфортно. Но также хочу добавить, что репетиторы и курсы – это не панацея. Если ребенок сам не хочет заниматься – ему не поможет ни репетитор, ни президент. Поэтому важен контроль со стороны родителя. По своему опыту могу сказать, что многие ученики, занимающиеся год и получающие на выходе около 50-60 баллов, даже не хотели постараться что-то понять, думая, что учитель каким-то волшебным образом сам поместит знания в их светлые головы. И помните, что не все дорогое – хорошо и не все дешевое – плохо, потому что есть некоторые "специалисты", которые очень себя любят и ценят, однако готовят к предмету хуже некуда.
Удачи с выбором! И немного полезностей:
- Как подготовиться к экзаменам в 11 классе