В поисках смысла жизни люди чаще всего обращаются к религии или умозрительной эзотерической философии. Но это весьма похоже на попытку себя успокоить вместо готовности принять мир таким, каков он есть, не идеализируя, и не приукрашивая его. Я же предлагаю вам ответить на вопрос «В чём смысл бытия?», апеллируя лишь к научной фактологии и логике. Никакой мистики, никакой шизотерии. Только практическая философия, из которой можно сварить похлёбку прямо здесь и сейчас.
Танец на палубе тонущего корабля
Представьте себе: вы при переходе через замёрзшую реку, проваливаетесь в полынью. Кричите, зовёте на помощь, пытаетесь выбраться на лёд, но тонкая кромка вновь и вновь обламывается под тяжестью вашего тела, и вы чувствуете, что теряете силы. Отсчёт идёт на минуты. Но тут вас замечает, скажем, рыбак или просто случайный прохожий. Он приближается к вам и вдруг спрашивает: «А вы не хотите поговорить о боге?»
— Не хочу, елуотлвмдл!!! — разносится ваш истошный вопль на многие километры вокруг.
Вы знаете, высасывать из пальца умозрительные бредни о смысле жизни тонущему в проруби человеку как-то не актуально. Человечество сегодня тонет в проруби. И счёт идёт, если не на десятилетия, то на столетия — это однозначно.
Стивен Хокинг, английский физик-космолог, ставший легендой ещё при жизни, незадолго до своего ухода заявил: «Полагаю, следующее тысячелетие человечество не переживёт, если так и не придумает, как покинуть родную планету«. Ужасно то, что этот апокалиптический сценарий сегодня разделяют тысячи учёных по всему миру, не зависимо от того, в какой области науки они работают. В отличие от сектантов-пустословов эти люди умеют твёрдо обосновывать свою позицию цифрами и фактами.
Национальный центр по восстановлению климата в Мельбурне опубликовал результаты исследований, в которых даже обозначен рубеж: 2050-й год, после которого климатические перемены, спровоцированные деятельностью человека, приведут к глобальным экономическим и социальным потрясениям, и поставят нашу цивилизацию в крайне жёсткие условия существования.
Отечественные специалисты вторят зарубежным коллегам. Например, Виктор Дольник в книге «Непослушное дитя биосферы» убедительно показывает, что всякая популяция, переживающая стремительный рост численности (демографический взрыв человечества), обязательно приходит к состоянию кризиса, за которым — такой же стремительный спад. Весь вопрос в том, насколько стремительным будет этот спад и до каких пор он будет продолжаться.
Вполне возможно, нам вновь придётся пройти сквозь «бутылочное горлышко», как это было уже дважды в нашей истории (так и хочется ляпнуть «бог Троицу любит»). Тем более, что, судя по всему, мы и так периодически балансируем на самом краю.
В 1945-м году США готовили испытание первой ядерной бомбы — «Штучки». Помимо всего прочего, среди специалистов, участвовавших в этом проекте, были те, кто давал весьма пессимистичные прогнозы, согласно которым ядерный взрыв мог вызвать реакцию бесконтрольного выгорания кислорода и, соответственно, гибель всего живого. Прогноз не подтвердился, как мы поняли. Но тогда америкосы посчитали, что тот, кто не рискует, тот не пьёт шампусика. Ковбои! Что тут скажешь?..
Обезьяна с гранатой
Описанная выше ситуация со «Штучкой» очень наглядно демонстрирует тот факт, что рулят нашим обществом не самые умные, и не самые осторожные. Но самые агрессивные и решительные. Как и миллионы лет назад, когда наши предки весёлой ватагой прыгали по первозданной африканской саванне.
Вполне очевидно, что интеллект человека в своём развитии значительно опередил его способность к самоконтролю. Топор мы сделать смогли, а вот удержаться от того, чтобы не шарахнуть им ближнего своего по темечку — не можем. Нами по-прежнему двигают посылы первобытного человека, жаждущего удовольствий здесь и сейчас. Поэтому голос разума, апеллирующий к долгосрочным перспективам, всегда проигрывает в столкновении с возможностью урвать что-то в текущий момент.
Почему политики воруют? Потому что человек слаб. Почему люди убивают друг друга? Потому что человек слаб. Почему мы гадим там, где живём? Потому что человек слаб. Почему мы пилим сук, на котором сидим? Потому что… Ну, вы уже поняли почему. Универсальный ответ на всё — наша низкая способность к самоконтролю. И эта проблема в XXI столетии стала проблемой №1, проблемой всей биосферы.
Человечество сегодня тонет в проруби потому, что само себя по своему недомыслию туда загнало. Созданное нами общество потребления — это приговор нашей несовершенной природе. Но природа мудра. Она не уговаривает нас: «Братья и сёстры! Что ж вы делаете?! Вы же сёстры и братья!» Она просто создаёт условия, при которых всякий живой вид, вступающий в категорическое противоречие с внешней средой, просто перестаёт существовать.
Мы-то, осознав самих себя, наивно посчитали, что разум — эталон совершенства. Но вот, что должно пошатнуть наши антропоцентрические позиции: все виды людей (мы, напомню, представители Homo sapiens, были не единственными разумными существами планеты) вымерли, и даже человекообразные обезьяны, имеющие подобно нам высокий коэффициент энцефализации, находятся на грани вымирания. Большой мозг и развитое сознание дают ли преимущества в эволюционной гонке, или в масштабах сотен тысяч лет однозначно заводят в тупик?
Великий фильтр
Гиганты мысли подметили давно: все беды человечества (а с некоторых пор не только человечества) — от его «ума», то есть интеллекта, ставшего заложником, послушным слугой импульсивных порывов. И сегодня является совершенно очевидным: если люди не сумеют договориться между собой и не выработают качественную общепланетарную эколого-социальную политику, то всем придёт хана.
Но ведь то, что мы имеем сегодня — есть итог естественного эволюционного процесса. Естественный, половой и всякий другой отбор поддерживал до сих пор тех, кто имел интеллектуальные преимущества перед другими. И не важно было, как этот счастливчик распоряжался своим интеллектом. Главное, что тот давал ему репродуктивное преимущество. А самоконтроль и альтруизм — да кому они нужны?
Но вот грянуло новое тысячелетие — эпоха высоких технологий и оружия массового поражения. В этих условиях слабые нервы и эгоизм — хорошая заявка на самоуничтожение. И если мы не переломим сегодня естественный ход событий, предоставив ситуации развиваться стихийно, мы перестанем существовать как вид, оборвав родовую ветвь человечества.
А быть может, это уже было? Не у нас, так на других планетах? Ну, давайте просто предположим, что жизнь постоянно зарождается где-то, развивается до разумных форм, а потом этот «разум» уничтожает всё, являясь универсальной причиной гибели живого в разных уголках Вселенной. Эта универсальная причина была названа Великим фильтром в рамках одноимённой гипотезы, выдвинутой американским доктором экономики Робертом Хэнсоном. Она явилась ответом на сформулированный за полстолетия до этого парадокс Ферми.
Безмолвное молчание Вселенной
Парадокс Ферми был сформулирован американским лауреатом Нобелевской премии по физике Энрико Ферми в 1950 году. Который, кстати говоря, участвовал в разработке того самого первого ядерного оружия. Парадокс — это вопрос, загадка. Свою загадку Ферми загадал так следующим образом.
Учитывая возраст Вселенной, учитывая число звёзд во Вселенной, учитывая число планет, вращающихся вокруг этих звёзд, учитывая процент планет, находящихся в «зоне Златовласки», учитывая вероятность зарождения на них жизни, учитывая скорость развития жизни от простейших организмов до технократической цивилизации, наша Вселенная уже должна была бы быть испещрена следами пребывания живых существ. Мы же не можем найти ничего (и до сих пор не нашли). Почему?
Понимание существования универсальной причины, ограничивающей развитие любой системы, даёт пусть гипотетический, но наиболее математически обоснованный ответ на этот вопрос. Для скептиков советую обратится к дисциплинам, изучающим законы развития систем. Ну, или просто поразмышлять над жизненными ситуациями. Куда бы вы не бросили свой взор — везде столкнётесь с действиями некой универсальной причины, работающей по принципу фильтра. Например, 90% ИП закрывается в течение первого года работы. Или вот ещё: стихи не пишет только ленивый, а до поэзии дотягивают немногие.
Безмолвное молчание Вселенной заставляет нас серьёзно задуматься о том, что, возможно, наша цивилизация — исключительный феномен. Но здравый смысл, подкреплённый логикой и жизненным опытом, заставляет нас в этом усомниться. Каждый из нас считает себя непризнанным гением, но, по факту, мы — всего лишь отдельные особи среди миллиардов подобных нам. Так и наша «уникальная» планета: она уникальна постольку, поскольку нам неизвестны другие. И раз Вселенная хранит молчание, не является ли это хорошим поводом для того, чтобы всерьёз задуматься над проблемой Великого фильтра?
Человек формулирует эволюционную задачу
Всякий биолог, как и астрофизик, скажет, что у природы нет цели. У эволюции нет цели (это равнозначные, тождественные высказывания). Почему нет? Ей нечем эту цель ставить. Вот человек — это другое дело. У человека есть мозг, а в мозге есть участки, ответственные за целеполагание. Но иной философ возразит: «Позвольте, но разве человек — это не дитя природы? Разве мы — не её часть? И разве может часть содержать в себе то, чего лишено целое?» Отвечу на этот довод в том же философском духе: человек — это осознающая себя природа. Точка.
Отсюда возникает не менее интересный вопрос. Если человек — это осознающая себя природа, то зачем природе себя осознавать? Биолог с астрофизиком опять недовольно поморщились. Вопрос «зачем?» неуместен хотя бы потому, что ставит телегу вперёд лошади: он предполагает наличие цели у природы, у которой как мы выяснили, цели нет. Тенденции в развитии есть, а цели нет. Как нет цели у воды в реке. Она просто течёт. И в этом вся её суть.
Но я, как философ, готов ответить и на этот в чём-то спекулятивный вопрос. Природе нужно себя осознать, чтобы преодолеть свой Великий фильтр.
А вы подумайте сами. Биосфера нашей планеты обречена на уничтожение стопроцентно, если речь идёт об отрезках времени в миллиарды лет. Миллионы случайных факторов, именуемых космическими угрозами, приговаривают нашу планету гарантированно в долгосрочной перспективе. Единственный способ для жизни сохраниться и продолжиться во времени — уйти жить в иные миры (вспомним покойного Хокинга). Но сделать это можно только благодаря разуму, способному создавать технологии и, благодаря им, упорядочивать жизненное пространство.
Но совершенный разум создать не так-то просто. Сколько попыток должна сделать природа, чтобы создать сознание, готовое решить задачу Великого фильтра? Сколько одновременных бросков тысячи кубиков нужно сделать, чтобы на всех выпала шестёрка?
Задача, о которой я говорю, в философии практического естествознания получила наименование «эволюционной задачи». Каждый живой вид её имеет. По сути, это необходимость соответствовать требованиям внешней среды. Сегодня человек настолько сильно сам изменил среду обитания, что уже перестал успевать к ней адаптироваться.
В чём смысл твоей жизни?
Ну, хорошо. Всё это очень любопытно и дьявольски интересно. Но я-то тут при чём? Мне, вона, картошку полоть пора (машину в сервис отогнать, квитанции оплатить, ремонт делать…). И как мне все эти глобальные вещи увязать со своей серой рутиной? Какой практический толк в этих знаниях?
А толк есть. Но чтобы увидеть его, нужно суметь сформулировать свою личную эволюционную задачу. Для этого нам уже понадобятся знания не из области биологии, а из области психологии.
Природа наделяет каждого из нас задатками. Мы — это в первую очередь гены, наследственность. Эту наследственность должна раскрыть среда, нас воспитывающая. И только с некоторых зрелых лет мы начинаем воспитывать себя сами. И если очень повезёт, то мы своими усилиями созидаем то, что можно назвать осмыслением своего Пути. Того самого, который связывает бренное существование отдельно взятого индивидуума (личности) с жизнью и судьбой всего человечества.
А чтобы помочь человеку в его поисках, во все времена существовали люди, посвящавшие себя размышлениям. Это тоже форма разделения труда. Тому, кто лепит горшки и крутит гайки просто некогда бывает посидеть и подумать. Поэтому находились и продолжают находятся люди, профессионально занимающиеся размышлением. Их называют «философы». И я — один из них.
В 2010-м я уехал из города и поселился в лесу в поисках ответов на многие интересующие меня вопросы. Спустя годы я создал философию практического естествознания, позволяющую решить проблему поиска смысла жизни без выпадания за рамки научной парадигмы. Её я продолжаю развивать и сегодня, параллельно читая лекции и проводя семинары. Приглашаю и вас познакомиться с введением в это современное натурфилософское мировоззрение, а заодно и сварить похлёбку из решения проблемы целеполагания, если таковая для вас актуальна.
Для знакомства с основными постулатами практического естествознания я подготовил видеокурс из восьми получасовых серий, каждая из которых повествует об актуальных проблемах тонущего в глобальном кризисе человечества и тонущего в бытовухе отдельно взятого человека, а заодно и указывает на простое решение этих проблем. В том числе и на то, как каждый из нас может принять участие в преодолении мирового кризиса.
Стоимость курса 3500 рублей. Вырученные деньги я направляю на строительство тренировочного зала, где каждый желающий сможет изучать технику и идеологию засечного боя, а так же метод «Охотник» для обретения самого себя и полноценной самореализации в динамичном современном мире, семимильными шагами движущемся в эпоху тотального контроля и угасания индивидуального самосознания. Уверен, что это благое дело является достойным того, чтобы вложить в него время и силы.
Для приобретения курса пишите на мой почтовый ящик: rudiyr@mail.ru
Благодарю за то, что хватило ума и терпения дочитать эту статью до конца!
Рудияр