В СССР существовал культ научного мировоззрения. После распада Союза в нашу жизнь вернулась религия, а в области мировоззрения наступил хаос. Полагаю, что настало время навести здесь порядок.
Научное мировоззрение опирается на полученный от органов чувств материальный опыт и логические выводы из этого опыта. Например, мы можем подойти к стене, провести рукой по ее поверхности, ощутить, какая она, оценить ее крепость и последствия удара об нее с разбегу. Религиозное мировоззрение основано на нашем воображении. Мы можем вообразить, что за стеной находится Нечто и что именно его существование придает стене те свойства, которые мы ощутили. Самое главное в религиозном мировоззрении, что несмотря на то, что Нечто может иметь какие угодно свойства, на выходе у него находятся реальные свойства стены. Можно утверждать, что Нечто имеет рациональные основания.
Какое мировоззрение лучше? Научное или религиозное? Для чего нам нужно воображать Нечто, если всё, что нам нужно, мы можем получить из нашего материального опыта? Для ответа на эти вопросы разберем колыбельную.
Баю-баюшки-баю,
Не ложися на краю –
Придёт серенький волчок
И утащит за бочок.
Мы видим, что колыбельная несет в себе рациональное наставление: «Не ложись на краю». На краю кровати ребенка ожидает опасность. Он, например, может с нее упасть или простыть. Роль воображаемого Нечто играет «серенький волчок». Понятно, что таким образом проще всего добиться от ребенка рационального поведения, чем объяснить законы физики, биологии, математики и много чего еще. Таким образом, религия нам помогает найти рациональное зерно там, где наука бессильна.
В то же время, слабость религиозного мировоззрения заключается в привязке к воображаемому миру, который остается таким, каким его изначально придумали, в то время как жизнь меняется. Диктуемые религией нормы поведения со временем могут перестать нести рациональность. К примеру, монотеистические религии помогли прекратить междоусобные войны и сформировать современные государства. После формирования государств эта роль утратила значение, с ней утратили свое значение и монотеистические религии, что нашло отражение в норме отделения церкви от государства.
С другой стороны, нравственные нормы, рациональность которых неоспорима, принимаются без привязки к какой-либо религии. Пример таких норм — отношение к детям, родителям, женщинам, инвалидам и старикам.
Если религия утратила или утрачивает свою роль, то как же быть с оставшейся задачей поиска рационального поведения в случаях, когда наука не может помочь? Эту роль берет на себя политика. Политики ищут новые формы рационального поведения (с учетом неполноты научного знания об окружающем мире и того, что каждый индивид несет лишь частицу научных знаний, во многих вопросах может ошибаться и является носителем различных общественных норм). Собственно, они всегда этим занимались. Авторов легенд, притч и религий тоже можно считать политиками.