Найти в Дзене
хочу новую полочку

Издательский бизнес как способ просадить состояние

Оглавление

Книга «Искусство издателя» — сборник текстов Роберто Калассо разных лет: лекции, статьи, эссе об издательском мире и великих его представителях, размышления о прошлом, настоящем и будущем издательского дела.

«Издательское дело — быстрый и надежный способ растратить значительное состояние (наряду с рулеткой и кокотками)».
Роберто Калассо, 2017 (Roberto Calasso "L'impronta dell'editore"), перевод Александра Дунаева
Роберто Калассо, 2017 (Roberto Calasso "L'impronta dell'editore"), перевод Александра Дунаева

Кто такой Роберто Калассо?

Итальянский писатель, переводчик и издатель интеллектуальной литературы. Adelphi (в переводе — братья, соратники) — миланское издательство, существующее с 1962 года.

И в чем искусство издателя?

1. Издательское дело еще никого не озолотило, так что просто издавай хорошие книги, а хорошие книги — это те, которыми ты, скорее, гордишься. И это не только предпринимательство, но и искусство.

Издательства балансируют между элитарностью (мы издаем книги не для всех! мы бедные, но гордые! и не фоткайте наши книги с отрубленными пальцами!) и коммерциализацией (мы печатаем краску на бумаге, нравится музыка — слушай дома). Иногда элитарным издательствам тоже хочется денег, а коммерческим поиграть в литературу, но от ярлыков не отмоешься.
Серийное оформление книг издательства Adelphi. Источник картинки: https://www.che-fare.com/dal-web/adelphi-per-andrea-zanni/
Серийное оформление книг издательства Adelphi. Источник картинки: https://www.che-fare.com/dal-web/adelphi-per-andrea-zanni/

Принцип работы издательства Adelphi в серии «Классика»: делать хорошо то, что раньше делалось не столько хорошо и впервые сделать то, на что раньше не обращали внимания.

2. Главное, за что отвечает издатель еще со времен Альда Мануция: 1) выбор и последовательность в публикации книг, 2) внешний вид книги как объекта. Издательское искусство — способность придать форму множеству книг, как если бы они были главами одной единственной книги.

Про книжные обложки — читайте статью про дизайнера Чипа Кидда и его книгу.

3. Две опасности издательского дела: самоцензура и неосторожные инициативы менеджеров, слишком мало знающих о предметах, с которыми имеют дело.

Благословенное время, когда Обри Бёрдслей рисовал книжные обложки.
Благословенное время, когда Обри Бёрдслей рисовал книжные обложки.

4. Хороший издатель — тот, который публикует примерно пятую часть того, что хотел бы издать.

5. Из чего появляется издательский бренд: из неоднократно повторяемого опыта не-разочарования у читателя.

Слева — лаконичные обложки серии Der Jüngste Tag (Судный день) издателя Курта Вольфа. В 1915 в этой серии было издано «Превращение» Кафки.
Слева — лаконичные обложки серии Der Jüngste Tag (Судный день) издателя Курта Вольфа. В 1915 в этой серии было издано «Превращение» Кафки.

Что еще есть в книге: размышления про обложки (обложка — экфрасис наоборот), про электронные книги («утрачивается чувство защищенности, которое дает нейтральная, асемантическая белизна бумаги») и про издателей:

«Издательства, прежде всего крупнейшие из них, обычно предстают в виде бесформенных куч, в которых можно найти все, особенно когда речь идет о дурном».

Как издано?

С дизайном и версткой у Ad Marginem все отлично, книгу очень приятно держать в руках. Переплет 7БЦ (твердый, тетрадки прошиты), черные форзацы хорошо залиты, без разводов. Хотя если вы привыкли к Эксмо-стайл, то будет непривычно. Правда, есть негативные отзывы на макет и в среде верстальщиков, но это другая история. На фоне остального рынка это хороший образец.

***

Пишу лонгриды про книги и книги о книгах здесь. Цитаты и выписки — в канале телеграм.