Найти в Дзене
Анастасия Озерова

ГРАНИЦЫ МЕНЕДЖМЕНТА В БИЗНЕСЕ

Оглавление

О границах в управлении говорят и пишут очень мало. А ведь если не установить границы менеджмента, проекты и компании не смогут стать действительно системными и управляемыми.  

Сначала совсем немного скучной теории, а дальше конкретные живые примеры и перевод с “умного” на “человеческий”.

СОВСЕМ НЕМНОГО СКУЧНОЙ ТЕОРИИ:

Границы в управлении – это места стыковки:

  • бизнес-процессов между собой;
  • различных управленческих процессов друг с другом;
  • вашего бизнеса и внешней среды (заказчиков, СМИ, контролирующих органов и пр.).

Без тщательной проработки границ и понимания что когда и с чем должно состыковаться бизнес нельзя сделать полностью управляемым.

ПЕРЕВОД НА “ЧЕЛОВЕЧЕСКИЙ” И ПРИМЕРЫ:

1) ГРАНИЦЫ БИЗНЕС-ПРОЦЕССОВ ДОЛЖНЫ БЫТЬ ОПРЕДЕЛЕНЫ ЧЕТКО. ЧТО ЯВЛЯЕТСЯ ВЫХОДОМ ИЗ ОДНОГО ПРОЦЕССА ДОЛЖНО БЫТЬ ВХОДОМ В ДРУГОЙ ПРОЦЕСС.

Например: частная медицинская клиника. Процесс “Обслуживание клиента администратором” заканчивается на факте: “документы выданы клиенту, администратор сказал к какому кабинету подходить”. Следующий процесс “Прием у врача” начинается с факта: “клиент вошел в кабинет врача”. Когда клиника стала работать по этим бизнес-процессам, начали происходить странные события. Клиенты стали жаловаться, что врач их подолгу не принимает. Выяснилось, что на двери кабинета врача висит суровая табличка: “Без вызова не входить”. А врач просто не знает, пришел к нему пациент или нет. При описании бизнес-процессов, между ними пропустили действие: “Администратор сообщает врачу, что клиент пришел и ожидает”.

2) ВАЖНО ОПРЕДЕЛИТЬ ГРАНИЦЫ УПРАВЛЕНЧЕСКИХ ПРОЦЕССОВ В КОМПАНИИ.

Например: в процессе “Управление проектами”, предусмотрено наказание для рабочей группы проекта за срыв сроков (штрафы). При этом, в процессе “Управление персоналом” предусмотрены премии сотрудникам за выполнение личных KPI (ключевых показателей эффективности). Выбирая: помогать группе проекта или вытягивать на премию личные показатели, сотрудник подсчитывает личную возможную прибыль. Получается, что на команду работать не выгодно, так как премия превышает штраф. В результате, никто не стремится спасать проект, а вот только на свои показатели все работают с большим усердием. Такая ситуация бы не возникла, если бы была установлена граница. Например: всеми видами мотивации занимается только процесс “Управление персоналом”, но при этом, другие процессы должны согласовывать правила мотивации.

3) ПОЛЕЗНО БУДЕТ ОПРЕДЕЛИТЬ ГРАНИЦЫ МЕЖДУ КОМПАНИЕЙ И ОКРУЖАЮЩИМ ЕЕ МИРОМ (ВКЛЮЧАЯ ПОТЕНЦИАЛЬНЫХ КЛИЕНТОВ, ЗАКАЗЧИКОВ, ПРОВЕРЯЮЩИЕ ОРГАНЫ, СМИ И ПР.).

Например: В одном проекте заранее не договорились, кто именно и как будет общаться с заказчиком. Кто будет письма писать, кто получать и следить, чтоб вовремя ответ был подготовлен. В итоге, письма писали и руководители проектов, и проектировщики, и представители производства. Информация в письмах, а также сроки и обещания заказчику значительно отличались друг от друга. При этом, входящие письма попадали постоянно в разные руки и сотрудники регулярно забывали на них отвечать. Заказчик зверел и проклинал тот день, когда он связался с этими недотепами. Устанавливайте границы в начале проекта и пропишите как должно происходить общение с заказчиком. Если будет понятно, кто как действует и за что отвечает, такая ситуация не произойдет.

Правильное установление границ поможет не только сделать бизнес управляемым. Четкие границы менеджмента помогут избежать многих проблем и сохранить вашу прибыль и нервную систему. А в вашем бизнесе устанавливаются границы менеджмента? Пишите в комментарии к статье.