«- Я застал(а) своего ребёнка за курением! Как так случилось?!
- А Вы курите?
- Да.
- А Ваш партнёр курит?
- Да»
Хотя здесь достаточно и одного взрослого, который курит. После «да», стоит опускать занавес.
Или ещё точно так же про мат/про агрессию/ про грубость:
« - Мой ребёнок агрессирует, дерётся, грубит мне! Не понимаю почему так!
- А у вас самих как с агрессией? С рукоприкладством? С отношениями в паре?»
И выясняется, что никак. Чаще всего присутствуют конфликты между взрослыми, неуважение и демонстрация агрессии разных форм и фасонов, как в отношении друг друга, так и в отношении самого ребёнка. После этого не удивительно, что ребёнок демонстрирует то, что демонстрирует.
У меня нет детей. Но это очевидно, что 80% форм поведения ребёнок копирует из своей родительской семьи. Именно семья, родители - это тот источник получения стереотипов поведения, которые ребёнок будет копировать в своей жизни. Именно с родителей ребёнок берет пример как справляться с теми или иными жизненными ситуациями - прятать голову в песок, или отвечать агрессией; подавлять неприятные эмоции, игнорировать их, или идти на контакт; избегать чего-то или проявлять ответственность, ну и прочее.
Наши паттерны (привычки) поведения не берутся из ни откуда - это прямой результат запечатления нашим сознанием примера того, как нужно поступать от значимых взрослых. И не факт, что взрослые реально поступали хорошо/этично/правильно. И не факт, что мы хотели бы поступать так же. Но хотим мы того или нет, в силу узкого детского восприятия, мы забираем все, что видим, дабы адаптироваться в этом большом взрослом мире, как-то выживать в нем. Все это записывается в наше подсознание, как информация с компьютера на флэшку, и как только мы попадаем в какую-то жизненную ситуацию, в которой не были раньше, с огромной долей вероятности мы будем поступать так, как поступали наши родители.
Либо вторая крайность - мы ведём себя противоположным образом от того, как вели родители. Ребенок алкоголической личности может и капли в рот не взять, насмотревшись всяких страшилок от пьянства родителей.
Но дело не в привычках даже, а в более глобальном восприятии мира, в установках, в чувствовании окружающего. Ребёнок перенимает от родителей навыки общения, навыки построения взаимоотношений с партнерами, навыки борьбы со стрессом, с трудностями, навыки самоорганизации и миллион всяких прочих мелочей.
Эти навыки и установки могут быть как хорошо адаптивными, так и не очень хорошо. Некоторые препятствуют развитию и расширению восприятия и сознания, а некоторые способствуют.
Подвиг здесь заключается в том, чтобы отслеживать в своём поведении те формы поведения, которые менее конструктивны, и заменять их на более полезные. Осознавать и учиться новому, раскрывать свой собственный потенциал - ведь ребёнок это продолжение родителя, не его точная копия.
А подвиг это потому, что обывателю осознавать тот факт, что многие формы поведения построены на стереотипах, очень тяжело. Отказавшись от стереотипов приходится учиться действовать по-новому, а это бывает страшно.
Отчасти, это и есть сепарация, это и есть процесс роста, развития и изменений.