Найти тему
#velonation

Велоактивист из Волгограда против автолобби: кто кого?

В Волгограде активист Михаил Соломонов “пробивает” проект реконструкции одной из улиц. Вопрос вроде бы локальный, но как прецедент — важный для всей страны.

Политикам трудно даются непопулярные решения, а в городах, которые пока находятся в плену автомобилизма, непопулярным считается всё, что делается в интересах общественного транспорта, пешеходов и велосипедистов. Город встанет, бизнес умрёт, земля налетит на небесную ось — идея перераспределить пространство, которое сейчас безраздельно принадлежит машинам, пугает широкие слои граждан. Люди не виноваты, что заблуждаются, — рядовой горожанин не обязан изучать основы урбанистики и интересоваться современными подходами к проектированию. Когда в городе десятилетиями уничтожают пешеходные переходы под знаменем борьбы с пробками, жители начинают думать, что светофор — это и есть источник дорожных заторов. Если СМИ из года в год пишут, что велодорожки нужны “для прогулок любителей железных коней”, люди делают вывод, что велосипедисты — бездельники и фрики. Переубедить их в том, что это не так, на пальцах — затруднительно. А живых примеров просто нет, потому что — см. выше.

КОГДА В ГОРОДЕ ДЕСЯТИЛЕТИЯМИ УНИЧТОЖАЮТ ПЕШЕХОДНЫЕ ПЕРЕХОДЫ ПОД ЗНАМЕНЕМ БОРЬБЫ С ПРОБКАМИ, ЖИТЕЛИ НАЧИНАЮТ ДУМАТЬ, ЧТО СВЕТОФОР — ЭТО И ЕСТЬ ИСТОЧНИК ДОРОЖНЫХ ЗАТОРОВ.

Проект реконструкции Невской улицы в Волгограде, предлагаемый членом местной общественной палаты Михаилом Соломоновым — как раз образцовый пример непопулярных мер. Сейчас на этой улице царит хаос — пробки, нелегальная парковка на никуда не ведущей велодорожке, выделенная полоса, которая тоже вся запаркована. Вдобавок, на улице недавно убрали один из пешеходных переходов — якобы, ради безопасности, хотя статистика показывает, что никаких особых проблем там не было (в отличие от других перекрестков, где действительно все плохо). Теперь местные проектировщики задумали “улучшить” Невскую окончательно, расширив её до десяти полос за счёт зеленого островка, который сейчас разделяет встречные потолки. Заметим, что это не загородное шоссе, а улица в центре с огромным количеством точек притяжения — там ходят люди, и их много.

Парковочный хаос на Невской.
Парковочный хаос на Невской.

Михаил Соломонов предложил альтернативный проект в духе концепции “Общих улиц” (Complete Street), где все участники движения получают свою территорию. По проекту Михаила, на Невской должна появиться автомобильная парковка по обеим сторонам улицы, которая станет буфером для автобусной выделенки и велодорожки. Кроме того он предлагает вернуть уничтоженный переход (компьютерное моделирование показывает, что это никак не повлияет на пропускную способность улицы).

Проект Соломнова: улица в разрезе.
Проект Соломнова: улица в разрезе.

Формально автомобилистам остается меньше места — 4 полосы вместо нынешних 6, но Михаил утверждает, что пропускную способность улицы можно компенсировать, слегка изменив схему движения. К тому же велодорога и автобусная выделенка дадут живую альтернативу машинам и есть шанс, что их станет меньше.

Проект Соломнова: жёлтый — полосы ОТ; зелёный — полосы, где изменили направление движения; голубой — предлагаемые велополосы; синий — имеющаяся велодорога, пурпурный — предлагаемые парковки; розовый — нынешние; оранжевый — выносы тротуара (антипаркинг); красный — предлагаемый переход со светофором.
Проект Соломнова: жёлтый — полосы ОТ; зелёный — полосы, где изменили направление движения; голубой — предлагаемые велополосы; синий — имеющаяся велодорога, пурпурный — предлагаемые парковки; розовый — нынешние; оранжевый — выносы тротуара (антипаркинг); красный — предлагаемый переход со светофором.

Проект Михаила выглядит революционно не только по волгоградским, но и по общероссийским меркам. Но до сих пор ему удавалось почти невозможное. За последние два года в Волгограде появился велоперекрёсток, несколько велополос через центр города (место под них выкроили, сужая излишнюю ширину автомбильных полос, как в Москве на Бульварном кольце), трансформировали центральную площадь. Это говорит не только о пробивных качествах самого Михаила, но и о том, что у руководства города есть хороший заряд политической воли.

МИХАИЛ ПОШЕЛ ВА-БАНК — УБЕДИЛ ЧИНОВНИКОВ УСТРОИТЬ ИНТЕРНЕТ ГОЛОСОВАНИЕ.

Но сейчас ситуация складывается не в пользу Соломонова — на носу губернаторские выборы, а проект слишком смелый, чиновники не хотят лишний раз провоцировать недовольство. В таких спорных ситуациях в некоторых городах и странах практикуют пробные, временные проекты. Именно так в Стокгольме вводили плату за въезд в центр города (за время эксперимента процент сторонников резко вырос), убирали машины с Таймс-сквер в Нью-Йорке или прокладывали велодорожки в Калгари. Но в России такой практики нет, поэтому Михаил пошел ва-банк — убедил чиновников устроить интернет голосование.

Одна из волгоградских велодорожек, появившихся благодаря Соломонову.
Одна из волгоградских велодорожек, появившихся благодаря Соломонову.

Это он, конечно, во всех смыслах зря. Организация дорожного движения — не просто вопрос удобства. Это вопрос жизни и смерти. В прошлом году в Волгограде в ДТП погиб 61 человек; на Невской улице за неполные пять лет было 36 ДТП, в которых пострадали 42 человека, двое умерли. Если большинство считает, что инфаркт надо лечить заговорами бабушки Агафьи, это не повод отказаться от кардиологии. Так и с дорожным движением — мнение экспертов важней голосов большинства. Но у Соломонова никакого другого выхода не было.

Волгоградский велоперекрёсток.
Волгоградский велоперекрёсток.

Не стоит сбрасывать со счетов автомобильное лобби — после объявления голосования на местной станции “Эхо” противники проекта разнесли его в пух и прах. Ни Михаила, ни других сторонников проекта туда, по его словам, не позвали.    

Само голосование, которое идет на сайте местной газеты “Городские вести”, тоже организовано очень спорно. Во-первых, сайт позволяет проголосовать несколько раз с разных устройств. Во-вторых, там есть формальное описание проекта, но не объясняются его выгоды для разных участников движения. Нет ни слова про безопасность велосипедистов и пешеходов или про комфорт пассажиров общественного транспорта. Единственный упомянутый фактор — пропускная способность, поэтому есть ощущение, что эта публикация нацелена именно на автомобилистов.

Невская сейчас: конфетки-бараночки на аварийном участке улицы.
Невская сейчас: конфетки-бараночки на аварийном участке улицы.

Но даже при этом “за” проект высказались 35% проголосовавших. Это не большинство, но это хорошая цифра. Тем более что люди, которые боятся что-то потерять (в данном случае автомобилисты) обычно голосуют активней тех, кто имет шанс получить что-то сверх уже имеющегося (в данном случае пешеходы и велосипедисты). 

Сейчас Невская провоцирует нарушение ДТП и создает риск аварий.
Сейчас Невская провоцирует нарушение ДТП и создает риск аварий.

Голосование будет идти еще несколько дней, но не так уж важно, с каким счётом оно закончится. Важнее, как поведут себя местные власти. Они могут отреагировать формально, встав на позиции большинства — Михаил изначально согласился с таким исходом. Но давайте представим себе более интригующий сценарий. Чиновники смотрят на цифры и признают, что хотя онлайн голосование нельзя считать репрезентативным срезом мнений, проект явно вызывает споры. У него есть противники, что естественно, когда предлагаются революционные изменения, но есть и немаленькая группа сторонников. Поэтому логично отправить его на дальнейшую проработку — просчитать все на компьютере, пригласить внешних экспертов, устроить общественное обсуждение, оценить стоимость и выгоды для экономики. Согласитесь, что в нынешних обстоятельствах это было настоящее соломоново решение бы идеальный вариант.