Найти в Дзене
Мнемозина

Воронежское телевидение начиналось с диафильмов

Воронежское телевидение появилось четвёртым в СССР – к моменту формирования первой местной телестудии, подобные были только в Москве, Ленинграде и Киеве. Появилось благодаря энтузиастам, уже потом они смогли убедить обком партии, что телевидение Воронежу необходимо.
Трехкомнатная квартира служила студией, аппаратной и редакцией. Пульт звукорежиссера разместили в ванной, на крыше установили небольшую вышку.
Две камеры стояли неподвижно, ради крупного плана участники программ сами подходили ближе к объективу. Первые передачи вообще напоминали диафильм.

Галина Бодренко, первый режиссер Воронежского телевидения: "Вот камера на пюпитре стоит, она двигаться не могла, на пюпитре ставили одну фотографию, другую фотографию, и за кадром, значит текст. Иван Петрович такой-то пошел туда-то".

Эра быстрого проникновения телевидения в массы местного населения наступила после 1953 года – с того момента, когда воронежский завод «Электросигнал» стал изготавливать первые серийные телеприёмники. Сначала это были телевизоры с крохотным экраном, где для увеличения изображения использовалась водяная линза. И лишь позже, — с 1956 года было начато производство «Рекордов», а с 1958 года – телевизоров марки «Воронеж».

Тронутое временем здание радиотелепередающего центра по ул. К. Маркса.
Тронутое временем здание радиотелепередающего центра по ул. К. Маркса.

С проникновением телевидения в широкие слои населения возникла потребность знакомить воронежцев с новостями, трудовыми успехами, передовиками производства. Очень востребованы были передачи для детей, мультфильмы, концерты и музыкальные программы.

Учитывая новые запросы населения, областные власти приняли решение об организации в Воронеже собственного телерадиовещательного центра, оснащённого соответствующим студийным оборудованием и имеющего необходимую инфраструктуру.

Датой возникновения местного телевидения можно считать 1954 год, когда на перекрестке Московского проспекта и проспекта Труда появляется 50-метровая металлическая телебашня, с которой проводилась ретрансляция передач Центрального телевидения (ЦТ).

Здесь, правда, следует сделать оговорку. Первые воронежские телетрансляции в экспериментальном режиме начались несколько раньше – с энтузиастов завода «Электросигнал» под руководством И.Г. Квасова. Вот как описывает один из участников событий тех дней В.И.Золотарёв, ставший впоследствии главным редактором Воронежского телевидения и создателем знаменитой передачи «Под Воронежем у нас».

«Группа молодых инженеров «Электросигнала» во главе с пожилым, но удивительно энергичным человеком Иваном Георгиевичем Квасовым много дней, не за деньги, а за великую любовь к техническому прогрессу и родному Воронежу, переделывала устройство для проверки телевизоров в миниатюрный передатчик. «Телемост» был проложен от завода «Электросигнал» до Дворца пионеров, правда, с односторонним движением, только в сторону Дворца. Студийного павильона на заводе не было, и поэтому показывались только кинофильмы.
Дальше произошло то, что бывает довольно редко. Показанное на выставке стало быстро воплощаться в жизнь… Вскоре власти добились того, что уже к концу 1954 года (менее чем за полгода!) был готов малый телецентр. В доме на углу проспекта Труда и Московского проспекта выделили несколько комнат для аппаратных, во дворе установили 50-метровую башню с антенной. Радиус приёма сразу увеличился. Нас стали видеть и в близлежащих районах».
Первый теледиктор Воронежского телевидения Галина Шипилова
Первый теледиктор Воронежского телевидения Галина Шипилова

После принятия решения об организации Воронежского телевидения, способного производить собственные новостные, публицистические и развлекательные передачи, началось строительство современного телецентра, который расположился в районе бывшего кладбища на Чугунке — по улице Карла Маркса (см. фото вверху). Здесь было возведено административное здание со студийным помещением, построена новая телебашня высотой 180 метров, которая обеспечивала лучшее качество приёма и передачи изображения, чем старая вышка «Малого телецентра» на Московском проспекте. С конца декабря 1958 года новая телебашня стала работать в тестовом режиме, обеспечивая воронежцам достаточно хорошее качество телевизионного сигнала.

Тогда же встал вопрос о подборе персонала для обширной редакционной и вещательной работы. Новому воронежскому телецентру потребовались дикторы, операторы, звукорежиссёры, редакторы, технические работники.

Творческая бригада перед майским репортажем. Слева направо: кинооператор Э.Рыбин, монтажница В.Ялунина, дикторы: В.Галкин, Г.Поваляева, режиссёр В.Золотарёв, операторы: М.Подвигин, М.Докин. Фото из книги В.Золотарёва «Путь к эфиру».
Творческая бригада перед майским репортажем. Слева направо: кинооператор Э.Рыбин, монтажница В.Ялунина, дикторы: В.Галкин, Г.Поваляева, режиссёр В.Золотарёв, операторы: М.Подвигин, М.Докин. Фото из книги В.Золотарёва «Путь к эфиру».

Наиболее ответственным делом стал подбор дикторов, которые должны были стать «лицом» Воронежа. В связи с этим обстоятельством был проведен творческий конкурс, в котором конкуренция была нешуточной – на место дикторов местного TV претендовало до 200 человек. Отбор проводился конкурсной комиссией, которая оценивала внешность претендентов, их артистичность, обаяние, правильность речи, дикцию. Победителем первого конкурса стала Галина Поваляева. Позже к ней присоединились и другие воронежские телезвезды – дикторы В.П. Галкин, Лидия Харчева, а также спортивный комментатор В. Затонский, которого хорошо знали и любили воронежцы.

Дикторы Г.Поваляева и В.Галкин в прямом эфире Воронежского телевидения. 1967
Дикторы Г.Поваляева и В.Галкин в прямом эфире Воронежского телевидения. 1967

В анналах недавней истории Воронежского телевидения почти не осталось кадров тех лет, так как все передачи шли в прямом эфире. Это лишь позже появилась возможность записывать и монтировать видеоматериалы.

Дикторы Воронежского телевидения: В.Галкин,, Г.Поваляева, Л.Харчева
Дикторы Воронежского телевидения: В.Галкин,, Г.Поваляева, Л.Харчева

Студийное оборудование было громоздким, видеокамеры весили сотни килограмм (на фото виден оператор, управляющий тяжеловесной камерой и штанговый микрофонный блок). Подготовка программ в студийном помещении телецентра требовала тщательной проработки, творческой работы художников-оформителей, звукорежиссёров, светотехников.

Работа телеоператора в студии
Работа телеоператора в студии

Именно здесь, в Воронежском телецентре готовились и передавались в эфир любимые всеми передачи – «Воронежские новости», сатирическая программа «Гвоздь», детская «Сказки кота Мурлыки» (см. фото ниже), «Репортёр», «Рабочее собрание», «Семь раз отмерь»,  физкультурно-спортивная «Воронеж спортивный».

Анатолий Абдулаев в телепередаче «Сказки кота Мурлыки»
Анатолий Абдулаев в телепередаче «Сказки кота Мурлыки»

О передаче «Воронеж спортивный» и её создателе Владимире Семёновиче Затонском следует сказать особо. Затонский, пришедший на Воронежское телевидение в 1958 году, был не просто душой и мотором данной телепередачи, он был и тонким знатоком спорта, телеведущим, продвигавший идеи спорта и здорового образа жизни в массы. К его мнению прислушивались не только телезрители, но и организаторы спорта, тренеры, руководители спортобществ и команд. Затонский стал автором ряда телефильмов о воронежских спортсменах, составителем футбольных брошюр-календарей. В содружестве с Е.А. Анцуповым делал телепередачи «Домашний стадион» по продвижению акробатики в массы.

Владимир Затонский в эфире
Владимир Затонский в эфире

Начиная с 1967 года Воронежское TV участвовало в программах Центрального телевидения, а несколько позднее — в сетке вещания Интервидения. Этот факт свидетельствует о высоком профессионализме и уровне передач Воронежского телевидения конца 1960-х и начала 1970-х годов.

Тогда же, в 1967 году, впервые группа инженерно-технических работников Воронежского телецентра смогла обеспечить экспериментальный просмотр цветной телевизионной передачи в городе Воронеже. Произошло это знаменательное событие 22 октября — об этом писала областная газета «Коммуна» от 23 октября 1967 года.

С 1978 года воронежские телепрограммы стали выходить в полноцветном изображении. В те годы в домах воронежцев только-только начинают появляться цветные телевизоры. До этого времени в магазинах радиотоваров продавалась специальная радужная пленка, которая накладывалась на экран и создавала иллюзию цветного изображения.

В 1980-е годы у воронежских телевизионщиков появляется свой специализированный автобус с тедеобрудованием, который позволял вести прямые передачи с места событий. Впервые возможности мобильного телепункта были опробованы воронежскими специалистами в период проведения московской Олимпиады-80.

В. В. Галкин

(печатается с сокращениями)