Результаты исследований показывают, что если кто-то даст Вам 1000 рублей, Вы испытаете некоторый прирост удовольствия. Но если Вы лишитесь 1000 рублей, то испытаете неудовлетворенность, гораздо более значительную по силе, чем в предыдущем примере.
Иногда в Санкт-Петербург приезжают крупные чиновники. Чтобы их кортеж промчался из Аэропорта до административных зон в центре города, все светофоры Московского проспекта переключают на зеленый. Автолюбители Питера такое событие называют «зеленая волна». И очень радуются, когда по пути на работу удается в эту волну попасть. Но если вы замешкались, или вышли из дома на несколько секунд позже обычного, и «зеленая волна» закончилась буквально перед вами, Вас охватит злость. Переживание от упущенной возможности будет гораздо сильнее, чем удовольствие, возникшее у автолюбителей, которым повезло больше.
Наша склонность избегать потерь заставляет нас принимать глупые решения только ради того, чтобы сохранять привычный для нас контекст жизни. Мы стремимся защитить жизнь, которую уже имеем, и это может привести к тому, что мы будем слишком переоценивать ее качество, по сравнению с возможностью жить лучше.
Когда собственнику компании необходимо принять решение об изменении продуктовой линейки или позиционировании на рынке, большинство найдут массу причин этого не делать. Беспокойство от идеи о возможной стратегической ошибке, будет заставлять их принимать ошибочные решения. Многие компании обанкротились только лишь из-за того, что их собственники избегали принимать очевидное для всех остальных сотрудников решение.
В одном из проектов, в котором я управлял построением бизнес-процессов, я был свидетелем такой ситуации. Инвестор проекта, потратив почти полмиллиона долларов на развитие, получил от генерального директора отчет, согласно которому выбранная стратегия развития указывалась как ошибочная.
Взамен ее, было предложено 2 варианта новой стратегии. Причем оба варианта были вполне бюджетными и экономически даже более выгодными, чем существующий. Но нет! Инвестор не согласился с директором и предпочел продолжать инвестирование проекта в рамках ранней, ошибочной стратегии.
Страх перед возможным неправильным выбором заставил его переоценить ценность проекта в текущем состоянии и подтолкнул сохранить его инвестирование. Итог: потраченные средства и мертвый проект.
Когда подобное происходит с крупными бизнесами — это очень заметное событие. Такое, к примеру, случались с Nokia и Konica. Обе компании определенно заметили изменения на рынке, но предпочли сохранить привычную стратегию. И поплатились.
А сколько микро-бизнесов умерло по той же причине так и не достигнув состояния Бизнеса? Не счесть. Итог всегда один: психология собственника напрямую влияет на здоровье его дела. Его мысли, страхи и ожидания — заставляют его принимать определенные решения. Которые, в свою очередь, влияют на состояние дел в компании.
Это тот случай, когда одна голова хорошо, но прислушиваться к голосам вокруг и иметь смелость к экспериментам — это та спасительная соломка, который может стать мостом в будущее вашего бизнеса.