Найти в Дзене

Сказки из Селиштэ. Радэц идёт в школу.

-Мэй-мэй-мэй... - укоризненно приговаривала баба Лянка, - такой красивый мальчик, такой умный, такой начитанный и такой жлоб! Подари другу плеер, я тебе говорю!

Баба Лянка резала помидоры на салат и бросала время от времени укоризненные взгляды на своего тринадцатилетнего внука, который лежал на диванчике у стены летней кухни и делал вид, что читает журнал. Дедушка сидел в кресле качалке и с интересом наблюдал за развитием событий.

-Даце, золотое дитя, - опять пошла на приступ бабушка и голос её был чисто, как мёд, - подари другу плеер! Ну что тебе стоит? Этот уже старый, весь в царапинах - стыдно такому красивому мальчику иметь такое старьё! Отец тебе купит новый, в сто роз лучше, уж бабушка похлопочет!

-Нет! - насупился внук, - плеер мой! И никому дарить его я не собираюсь!

В кухне воцарилась тишина, было только слышно, как бабушка с ожесточением крошит помидоры. Отведя душу на безвинных овощах, бабушка возобновила атаку.

-Даце, твой друг идёт в школу! Мэй, такое событие! День рождения бывает у человека каждый год. Свадьба может быть много раз! А один раз в жизни человека бывает только первый класс и похороны!

Даце молчал и сопел. Дед покачивался в кресле и наслаждался представлением.

-Внучек, сделай маленькому Радэцу подарок! Ну, что тебе стоит? - не унималась баба Лянка, - зачем такому золотому мальчику этот хлам? И туфли тоже отдай! Мэй, Тодораш отправляет сына в школу в кроссовках, как последнего нищего! Подари Арце туфли, они тебе всё равно малы!

-Ни за что! - Даниш вскочил с дивана. Терпение его лопнуло, - Мой плеер! И туфли мои! И всегда будут моими! И когда я умру, пусть положат их ко мне в гроб!

Даниш, злой как вампир, вскочил с дивана, бросил журнал на пол и выскочил из кухни. Через секунду во дворе грохнула калитка.

Дед Михай развел руками и пожал плечами. Мол, не хочет, что сделаешь?

Бабушка Лянка была не из тех, кто разводит руками и пожимает плечами. Она живо вытерла руки о фартук, вынула из кармана телефон и вышла во двор.

-Аким! (Аким был бабушкин внучатый племянник) Ты слышишь меня? Да, плеер! Можешь купить для меня до послезавтра? Деньги я тебе отдам. Нет! Мне не нужна эта китайская дрянь! Япония! Только Япония, или Южная Корея! О, мэй! Зачем мне розовый со стразами? Чёрный! Не позорь меня - это подарок. Пришлёшь завтра с Толиком. (Толик был водителем рейсового автобуса и каждый вечер приезжал из Чизинау. А ещё он приходился близким родственником Акима: жена Толика была младшей сестрой по отцу тёщи брата бывшей жены Акимова кума.)

Пока бабушка решала вопрос с подарком Даниш выскочил на улицу без шляпы, без тёмных очков, без карманных денег. Навстречу ему весело прыгал лохматый Арце Тодораш в старых кроссовках.

-2

-Я - в парикмахерскую! - гордо заявил он. -Мать дала мне пять леев на стрижку. Пойдем со мной?

-Пойдём! - согласился Даниш. Идти домой ему не хотелось.

Друзья направились на центральную площадь около автобусной остановки. О, мэй, как говорила баба Лянка! На площади, прямо в пыли, разложив товар на каких-то ящиках торговали цыганки из Румынии. Они продавали бельё, тюль, рейтузы и обувь: целый ряд шикарных, блестящих, узконосых мужских туфель. И с самого края - одна пара детских, точь-в-точь на Арце! Арсений остолбенел. Его давняя мечта стояла перед ним и подмигивала ему чёрным блестящим боком. Даже Даниш засмотрелся на туфли. Ему-то маловаты будут, но как хороши!

Холодея от волнения, Арце спросил, указав на туфли:"Сколько?" Молодая вертлявая цыганка ответила:"Семь!" "Это на холодную ногу, молодой!" - пояснила та, что постарше. "Ну, конечно же на холодную! - подумал Арце, - в жару и пылищу такую красоту не оденешь..." В надежде на чудо, он дрожащими руками вывернул карманы и пересчитал мятые бумажки. Чуда не произошло. Их было по-прежнему пять (те, что мать дала ему на парикмахерскую).

-Даце, миленький, одолжи мне два лея! -попросил он, умоляюще глядя синими глазищами на старшего друга. Даниш, глядя на расстроенное лицо Арсения, вздохнул и полез в карман. Он и сам понимал, какое это будет горе, если Арце не сможет завладеть таким заманчивым великолепием за такие баснословно маленькие деньги. Увы. Кошелька не было.

Глаза Арце наполнились слезами, губы задрожали. Он переводил умоляющий взгляд с туфель на торговок. Старшая цыганка горестно вздохнула. "Ну, бери уж за пять, бедное дитя! Грешно наживаться на таком товаре..." Она положила туфли в чёрный полиэтиленовый пакет и протянула его обомлевшему Арце. В голове Даниша тем временем мельтешила мысль, что туфли не могут стоить пять леев, да и семь тоже. Но Арце уже вприпрыжку нёсся к парикмахерской. Вдруг он встал, как вкопанный. До Арсения дошло, что пять леев, что дали ему на стрижку, превратились в чёрный полиэтиленовый пакетик у него в руках.

-А денег-то уже и нет, - с некоторым удивлением сказал он.

Даниш подумал и изрёк:"Тогда пойдём к Мариуке. Она тебя подстрижёт. И тебе хорошо и ей тренировка, она же хочет стать парикмахером после школы." Мариука скучала дома одна и ждала, пока постирает машинка. Друзьям она очень обрадовалась. Арце тут же похвастался покупкой.

-Туфли за пять леев? - практичная Мариука подозрительно повертела туфли в руках, - А ну примерь!

Арсений одевал туфли бережно и с опаской, как сёстры Золушки. Туфли были узковаты. Но он всё-таки смог втиснуть в них ноги. Было не удобно, но для первого сентября сойдёт. Арце горделиво прошёлся туда-сюда. Вдруг его левая нога почувствовала приятную прохладу кафельного пола. Подошва отпала. В недоумении и ужасе Арсений снял ботинок.

-Дай сюда! - скомандовала Мариука, - они же картонные! Игрушечные!

-Зачем? - размышлял вслух Даниш, - Зачем продавать картонные туфли?

-Они настоящие! - в бешенстве орал Арце, - на холодную ногу!

Мариука фыркнула и повалилась от смеха на табурет. Отсмеявшись, она вытерла глаза и спросила:

-Ты хоть знаешь, что такое на холодную ногу? Это на покойника, чтобы он красиво лежал в гробу! Ходить в них не предполагается! - И Мариука снова захохотала.

Через полтора часа, уже в темноте, Арце и Даниш шли домой. Злополучные туфли выкинули в мусорный бак. На голове у Арсения красовалась модельная стрижка в исполнении Мариуки. У калитки Арсения Даниш распрощался с другом, инстинкт самосохранения подсказывал ему, что при встрече Арце с родителями лучше не присутствовать.

На следующий день, 31 августа, Арце Тодораш снова брёл в парикмахерскую, но в бейсболке и в сопровождении отца. Когда в парикмахерской он снял головной убор, реакция парикмахера и клиентов убедила его в том, что выход подсказанный родителями - побриться на лысо - не так плох, как ему казалось дома.

-3

Первого сентября на школьном дворе было шумно и весело. Трепыхались на ветру воздушные шарики, гремела музыка, тоненький детский голосок распевал что-то про подарки. Младший друг Даниша и Арце, Радэц, подпрыгивающий от волнения, в новеньком костюмчике, белой рубашке и галстуке-бабочке, нёс, не без труда, в одной руке огромный букет гладиолусов, а другой держал за руку Даце. Да-да! Данишу повезло! Родители были заняты и должны были забрать Даце из села от бабушки и дедушки в Чизинау только третьего, когда уже начнутся серьёзные занятия. Дан вёл младшего друга в первый раз в первый класс вместе с его родителями (ближайшими соседями), бабушкой Лянкой и дедом Михаем. На школьном дворе к ним присоединился Арце Тодораш (другой ближайший сосед) в старых кроссовках и бейсболке.

После линейки, прежде, чем уйти в класс, непоседливый Радэц подбежал к своим. Баба Лянка растроганно поцеловала его в макушку, сказала: "А вот тебе подарок от всей нашей семьи! Учись хорошо, Радэц!" и достала плеер. Новый, прекрасный южно-корейский плеер сверкнул, как чёрная падающая звезда перед глазами Даце и приземлился прямо в ладошки маленького Раду, засиявшего так, как будто в нём включили лампочку в 300 Ватт. Словом день выдался праздничный и торжественный.

Вечером, лёжа в кровати, Даниш думал о том, что зря он не хотел подарить Радэцу свой старый плеер. Всё-таки в первый раз в первый класс, один раз в жизни бывает... И Раду так обрадовался... А новенький чёрный южно-корейский плеер бабушка отдала бы ему, своему золотому внучку.

Даниш вспомнил, что когда-то давно, ещё прошлым летом, Радэцу очень нравилась его, Даниша, шляпа. И малыш предложил тогда поменяться шляпами. Но хитрый Дан сказал:"Я не могу, мне твои родители не разрешат. Ведь твоя шляпа гораздо лучше моей, это такая фирма! Куда моей до неё!" Радэц поверил и с тех очень полюбил свою старую шляпу из секондхэнда. Он даже спал в ней некоторое время. А теперь, наверное спит с новеньким плеером. Даце вздохнул и, чтобы заглушить грустные мысли, включил свой старый плеер и заткнул уши наушниками. Один наушник не работал...

Второе сентября прошло почти так же весело, как и первое. Радэц снова пошёл в школу в костюмчике и в розовой рубашечке, вместо белой. И без галстука. Но, конечно же, с новеньким плеером в портфеле. Вечером приехали родители Дана, чтобы забрать его домой, в Чизинау. Лето в Селиштэ закончилось.

Третьего утром накрапывал дождь. Даниш попрощался с бабушкой и дедом, заволок свой новенький чемодан на колёсиках на заднее сидение машины и попросил родителей дать ему время попрощаться с Арце и Радэцом, которые ещё не ушли в школу. Лысый Арце с сестрёнкой на руках долго махал им вслед. А Раду, к удивлению Даниша, был всё ещё в кровати. В доме стояла суматоха. Юный первоклассник наотрез отказывался идти в школу. Дана восприняли, как посланца небес.

-Почему не хочешь идти? - спросил Даниш, подсаживаясь к другу на кровать.

-Понимаешь, Даце, - мрачно сказал Радэц, - в белой рубашке я уже сходил. В розовой тоже. Больше новых рубашек нет, показывать нечего. И вообще, школа мне не понравилась, - похоже малыш был настроен серьёзно.

-Хорошо,- сказал Даниш, - если ты мне сейчас пообещаешь, что весь год будешь ходить в школу, я готов поменяться с тобой плеерами. Понимаешь, я отдам тебе СВОЙ плеер!

Радэц ушам своим не поверил. Такое счастье может случиться? Сам Даце поменяется с ним плеерами? Улыбка от уха до уха расползлась по худенькой мордашке Раду.

Увидев, что фокус удался, Даниш добавил внушительно:"И мы с отцом довезём тебя до школы!" Радэц подорвался и кинулся собираться. Минут через двадцать, Раду, совершенно счастливый, сидел на заднем сидении машины отца Даниша, втиснутый между самим Данишем и его чемоданом. В руках он бережно сжимал старенький, поцарапанный плеер Даце. На груди Даниша поблёскивал новенький южно-корейский плеер. Благодарность переполняла сердце Радэца. Он так любил своего старшего друга! Он так хотел его отблагодарить за этот чудесный обмен! И вдруг счастливая мысль пришла первокласснику в голову. Раду придумал, какой прекрасный подарок он может сделать своему другу. Но это будет сюрприз. И Даце узнает о нём, только тогда, когда приедет в Чизинау.

Машина притормозила у школьного двора. Сияющий Радэц выпрыгнул из неё и весело побежал к зданию школы, помахав на прощание Дану и его родителям рукой.

Дождь барабанил по крыше автомобиля. Даниш ехал домой, в Чизинау. В ушах его были наушники и всю дорогу он слушал музыку на новеньком плеере. Качество звука было зачётное. Во внешнем кармане Данова чемодана, вместо шикарной шляпы с короткими полями, привезённой отцом из Италии, лежала некогда красная панамка Раду из секондхенда с надписью 0,5 леев на подкладке, сделанной шариковой ручкой. Так Даниш и Радэц поменялись не только плеерами, но и шляпами, только Даце ещё не знал об этом.

-4

Вам может понравиться:

Сказка про известного биолога и одарённого ребёнка.

Сказка про косички.

Козятинские ведьмы.