Найти тему
AutoHS - история автомобилей

Т-90 «Украина»: это не танк, а трактор

Оглавление

При упоминании аббревиатуры Т-90 конечно же первым делом на ум придет российский танк. А если туда добавить еще и слово Украина? Что совсем не о том подумали? Ладно, ладно, на самом деле тут нет никакой ошибки. Еще в 50-х на Харьковском тракторном заводе, был создан трактор получивший название Т-90 Украина, об этой машине и пойдет речь.

От тягача к трактору

НАМИ-044
НАМИ-044

Для освоения целины требовался новый энергонасыщенный колесный трактор, который бы имел тяговый класс не менее трех. В то время в НАМИ, экспериментировали с полноприводным колесным тягачом НАМИ-044 с повышенной силой тяги. Благодаря широким арочным шинам он имел малое давление на грунт и при необходимых доработках мог бы использоваться как пахотный трактор.

НАМИ-044 оборудовался дизельным двигателем ЯМЗ-204В мощностью в 135 л.с. Он обеспечивал отличную подвижность тягача и энерговооруженность. 44-й был способен выполнять те же пахотные работы, что и гусеничный трактор ДТ-54, при этом имея меньшее удельное давление на грунт 0,3 кг/см2 против 0,41 кг/см2 у ДТ.

НАМИ-044 в поле
НАМИ-044 в поле

В 1958 году, НАМИ-044 был доставлен в Харьков для изучения. После первых заводских испытаний, было отмечено ряд недостатков тягача. Так мощность мотора была излишней, для тягача массой всего 5,1 тонны, а арочные шины выступали за ширину захвата плуга.

Кроме того, способ поворота путем подтормаживания колес с одного борта, оказался мало приемлем для колесной машины, а при сложных дорожных условиях даже опасным. В итоге, машину решили основательно переделать. Так родился проект Т-90 Украина.

Проект Т-90 Украина

Т-91 на испытаниях
Т-91 на испытаниях

Первым делом был заменен двигатель на менее мощный 85-сильный СМД-17, а вот как реализовать схему поворота мнения разошлись. Курирующие проект чиновники из отраслевого министерства, настаивали на традиционной схеме с передними управляемыми колесами, а инженерны ХТЗ хотели применить новаторскую систему поворота с помощью шарнирной рамы.

В конечном итоге было принято соломоново решение и построено два прототипа, с разными схемами управления. Трактор с шарнирным механизмом обозначался как Т-91, с поворотными колесами, как Т-92.

Т-91
Т-91

Новая схема управления сразу же показала себя во всей красе. Т-91 имел куда лучшую маневренность, по сравнению с Т-92. Вдобавок, шарнирная рама была в целом технологичнее в производстве. По итогам дальнейших испытаний, было принято продолжать работы в этом направлении.

Благодаря проекту Т-90, шарнирно-сочленненая поворотная схема надолго пропишется в тракторах советского производства. Сам же Украинец к производству не планировался, но он стал важной ступенькой к тракторам Т-125 и Т-150.

Вот такой он прародитель знаменитых Т-150 и К-700. Если Вам понравилась статья поддержите канал лайком 👍 и подпиской. Спасибо)

Читайте также:

«ЗИЛ-134»: лучший советский грузовик-тягач 60-х

Нетрадиционное использование гусеничных тракторов в СССР

Советская техника в Антарктиде