Найти в Дзене
DreamClass

Хватит рассказывать - покажи! Как это делать - 5 подсказок

Оглавление

Как реалистично изобразить события книги и передать эмоции персонажей? Что делают писатели, чтобы вовлечь читателя и заставить его пережить всю историю, будто он и сам стал ее героем? Разбираемся, что значит показывать, а не рассказывать.

Читатели ждут шоу. Хватит кормить их рассказами - начинай показывать!
Читатели ждут шоу. Хватит кормить их рассказами - начинай показывать!

Что значит показывать, а не рассказывать?

Когда автор прямым текстом пишет: герой счастлив или грустит, на улице солнечно, а пейзаж красивый - что он делает? - Рассказывает или констатирует голые факты, а заодно пытается навязать читателю определенные эмоции и впечатления. И это не работает.

Читатель остается за пределами истории. Он всего лишь немой зритель, который со стороны наблюдает за чужими действиями и переживаниями. Наблюдает, но не чувствует.

Совсем другую позицию читатель занимает, когда ему приходится интерпретировать прочитанное. Он видит действия героя, пытается осмыслить его слова и детали мимики, и сам делает вывод о его эмоциональном состоянии.

Писатель! Уступи место читателю! Он сам додумает все, что нужно.
Писатель! Уступи место читателю! Он сам додумает все, что нужно.

Так, незаметно для себя, читатель примеряет роль персонажа, увлекается его проблемами и чувствами, рисует в воображении образы сцен. Он буквально становится действующим лицом истории. Писатель позволяет ему ощутить все происходящее, а не просто узнать о событиях, как из новостной заметки.

Как показывать, а не рассказывать?

В арсенале автора есть несколько инструментов и приемов, которые помогут вовлечь читателя в мир книги.

Задействуйте 5 чувств персонажа

Вы пишете очередную сцену. Определили место действия, время суток, погода, все окружение. Покажите картину, воспринимаемую персонажем, через 5 чувств. Что он видит, слышит, пробует на вкус и трогает? Какие запахи он чувствует? Его бьет дрожь, или футболка намокла от пота и прилипла к спине?

Избегайте наречий

С помощью наречий автор пытается придать нужную окраску глаголам и прилагательным. Порой это необходимо, но часто таким способом писатель маскирует недостатки стиля, неудачный подбор слов, слабую проработку деталей.

Например, можно сказать: «Он медленно шел домой». А вот другой вариант: «Он плелся (или брел) домой». Во втором случае глаголы заставляют читателя представить образ персонажа, его походку, настроение. В первом варианте есть только сухая констатация факта.

Используйте сильные глаголы

Ходить, говорить, думать, бить – это примеры сильных глаголов. В них ощущается динамика, часто присутствует намек на движение. Они указывают на активное действие персонажа.

Вот такой должен быть эффект от сильного глагола.
Вот такой должен быть эффект от сильного глагола.

Любить, верить, жить, ненавидеть – слабые глаголы. Они не вызывают в мыслях образ конкретного действия героя. Совсем обойтись без них в книге вряд ли удастся, и потому не торопитесь фанатично истреблять их в тексте.

Однако учитывайте, что создать напряженность, нарисовать яркую картину в воображении читателя и вызвать у него сильный отклик помогают именно сильные глаголы.

Уделите внимание конкретным деталям

Можно сказать, что у персонажа есть большая собака. А можно показать, как счастливый лохматый «пони» сшибает хозяина с ног, когда тот возвращается домой.

В первом варианте мы видим довольно пространную формулировку, как из анкеты для социологического опроса: «У респондента есть собака». В ней нет эмоций, нет действия и деталей, которые втягивают читателя в жизнь персонажа.

Во втором случае все наоборот. Мы и узнали факт о герое, и увидели маленькую зарисовку из его повседневной жизни.

Акцент на действиях и реакциях

Не рассказывайте о чертах характера героя. Покажите их через решения, действия, реакции на события и поведение других персонажей. Даже в жизни поступки для нас важнее слов, когда речь идет об оценке человека.

"Его челюсть шмякнулась об пол," - вот так надо показывать сильное удивление:)
"Его челюсть шмякнулась об пол," - вот так надо показывать сильное удивление:)

Передать реакцию персонажа, не рассказывая о ней прямым текстом, помогут язык тела и мимика. Дайте читателю возможность подмечать такие детали и интерпретировать их.

Чтобы перейти от рассказывания к показыванию, потребуется практика, но скоро вы научитесь делать это интуитивно.

Оттачивайте свой стиль, а попутно читайте другие статьи для начинающих писателей: