Найти тему
Econs.online

Что движет китайскими туристами

Оглавление

Население Китая активно путешествует по миру, оказывая большое влияние на мировой рынок туристических услуг. Сокращение поездок граждан Китая в США приведет к переориентации турпотока на другие страны, в том числе Россию.

Фото: David Moir | Reuters
Фото: David Moir | Reuters

Китайских туристов в России становится все больше. По данным Росстата, в прошлом году их число достигло 1,69 млн (6,9% от общего числа въездов иностранных граждан), на 14% больше, чем в 2017 г. Конечно, в 2018 г. на статистику въездного туризма сильно повлияло проведение в России чемпионата мира по футболу, однако и в предыдущие годы, на фоне небольшого (чуть более 4% за 2015–2017 гг.) сокращения числа иностранных туристов в целом, туристический поток из Китая также демонстрировал сильный рост – в среднем на 19% в год, так что с 2014 по 2017 г. доля граждан Китая в общем турпотоке выросла с 3,4 до 6,1%.

По нашим оценкам, в 2017 г. доля туристических услуг в совокупном экспорте российских услуг составила 19%, причем вклад китайских туристов был равен $0,7 млрд (исходя из предположения, что они тратят примерно столько же, сколько туристы из других стран, на что указывают косвенные показатели). К 2025 г., в случае сохранения текущих трендов, экспорт российских туристических услуг в Китай может вырасти в 3,5 раза, до $2,4 млрд (мы закладываем в расчеты небольшой рост доли России в заграничных туристических поездках граждан Китая и увеличение расходов в расчете на одного туриста в соответствии с динамикой 2016–2017 гг.).

Динамику поездок жителей Китая за рубеж определяют экономические факторы – прежде всего, курс юаня и рост численности высокодоходной группы населения, – однако выбор ими страны назначения также может зависеть от политических факторов.

Курс юаня

Ключевым циклическим фактором, влияющим на спрос на заграничные поездки, как и другие товары и услуги в иностранной валюте, является обменный курс национальной валюты. Влияние этого фактора может проявляться с небольшим лагом ввиду того, что зарубежные поездки нередко планируются за несколько месяцев.

Укрепление китайского юаня, как правило, способствует ускорению роста числа китайских туристов, а ослабление оказывает обратный эффект (см. График 1). Торговое противостояние с США, вызвавшее сильное ослабление юаня, сдерживает рост зарубежного туризма из Китая.

График 1.

-2

Доходы населения

Ключевой структурный фактор динамики зарубежного туризма Китая – величина доходов населения. Гонконгская компания – поставщик финансовых услуг Gavekal выделяет, используя расчеты Boston Consulting Group, четыре группы китайских домохозяйств:

Группа 1. С доходом менее 54000 юаней (здесь и далее в постоянных ценах 2015 г.), наименее обеспеченный слой населения.

Группа 2. С доходом от 54000 до 89000 юаней (Emerging households), которые, в отличие от группы 1, уже могут позволить себе периодическое приобретение товаров длительного пользования.

Группа 3. С доходом от 89000 до 136000 юаней (Established households), начинающие, в отличие от группы 2, предъявлять дополнительный спрос на путешествия внутри страны, недорогие автомобили и марочные товары.

Группа 4. С доходом свыше 136000 юаней (Affluent households), начинающие, в отличие от группы 3, предъявлять систематический спрос на заграничные путешествия и дорогие товары и услуги.

Оценки Gavekal показывают, что численность группы 1 активно снижается с середины 2000-х гг., в том числе благодаря мерам властей по борьбе с бедностью. Рост численности населения группы 2 ускорился в начале 2000-х гг. и прошел пик примерно в 2007 г. Максимальный рост численности домохозяйств группы 3 пришелся на начало 2010-х гг. Активный рост численности группы 4 начался в конце 2000-х и прошел пик в 2017 г. (см. График 2).

Вместе с активным ростом численности наиболее состоятельной четвертой группы домохозяйств начался и активный рост зарубежного туризма (см. График 3). По оценкам Gavekal, данный структурный фактор будет и дальше способствовать росту зарубежного туризма, но, с учетом недавнего прохождения локального пика, уже замедляющимися темпами.

График 2.

-3

График 3.

-4

Влияние политики

Туристы из Китая – это не только наибольшее число путешествующих людей среди всех стран мира. В еще большей мере это относится к объему финансовых средств, которые граждане оставляют в поездках за пределы страны.

Из доступной статистики других стран следует, что жители Китая, сберегая внутри своей страны больше, чем жители других стран, оказавшись в турпоездке за рубежом, нередко тратят значительно больше, чем другие туристы. В частности, по данным Национального отдела путешествий и туризма США за 2018 г., доля граждан Китая в общей численности посетивших США людей составила 3,8%, но доля их расходов в совокупных расходах всех туристов оказалась почти в 4 раза выше – 14,2%.

По данным Народного банка Китая, импорт туристических услуг Китая (то есть объем средств, потраченных туристами из Китая за рубежом) в долларовом выражении начиная с 2015 г. рос в среднем на 5% в год и по итогам 2018 г. составил $277 млрд (данные по новой методологии, с 2014 г. учитывающей платежи по кредитным картам с очисткой от инвестиционных расходов; см. График 4).

Доход от китайского туризма – существенная статья баланса услуг многих стран, прежде всего соседних с Китаем. Это формирует значительный отток финансовых ресурсов из Китая (баланс его услуг отрицательный при положительном балансе товаров и услуг в целом), но в то же время является скрытым оружием в руках властей Китая. За последние годы китайские власти несколько раз использовали туризм в качестве своего рода санкций для оказания давления на другие страны:

  • в 2010 г., после ареста китайских рыбаков в спорных водах, и в 2012 г., после покупки спорных островов у частного собственника, был издан запрет на групповые поездки в Японию;
  • в 2012 г., вслед за арестом рыбаков в спорных водах, было издано предупреждение воздержаться от поездок на Филиппины;
  • в 2016 г., после избрания президента, выступающего за независимость от Китая, было ограничено число групповых поездок на Тайвань;
  • в 2016 г. за покупкой Южной Кореей у США противоракетного комплекса THAAD последовал запрет на групповые и индивидуальные поездки в Южную Корею (см. График 5).

График 4.

-5

График 5.

-6

В целом зарубежный туризм является заметным инструментом давления для властей Китая. Эффективность подобной меры оценить сложно. С одной стороны, ущерб для туристической отрасли с точки зрения влияния на экономику в целом для подавляющего числа стран относительно небольшой. С другой стороны, данная мера позволяет как минимум дать отчетливый сигнал в защиту своих интересов (особенно учитывая, что население Китая составляет 1,4 млрд человек), и с этой точки зрения может зачастую оказываться действенной в разрешении кратковременных локальных противоречий с другими странами.

Значительные изменения в динамике численности туристов из Китая пришлись и на США. Избрание в конце 2016 г. президентом Дональда Трампа сильно замедлило рост числа туристов из Китая, а начало торгового противостояния в 2018 г. стало основным катализатором их сокращения (График 5). Ужесточение риторики властей Китая в последние месяцы с призывами к гражданам воздержаться от поездок в США позволяет ожидать усиления негативной динамики.

По нашим оценкам, ухудшение отношений с Китаем стоило туристической сфере США около $1,5 млрд в 2017 г. и около $3,5 млрд в 2018 г. – это, соответственно, 0,7 и 1,3% совокупного экспорта туристических услуг США (см. График 4). Пока это достаточно небольшие суммы, но в случае развития конфликта, основываясь на опыте других стран, мы ожидаем заметного ускорения роста данного показателя уже в 2019 г. Помимо прочего, это также не способствует сокращению торгового дефицита США с Китаем, который президент Трамп ставит во главу угла в вопросе урегулирования торгового конфликта между странами.

Существенное сокращение поездок граждан Китая в США должно вызвать их переориентирование на другие страны. Мы полагаем, что в относительно большем выигрыше окажутся развитые страны с более высоким уровнем предоставления туристических услуг. При этом часть выгоды должна получить и российская туристическая индустрия.

Cергей Власов - консультант департамента исследований и прогнозирования Банка России