Современному зрителю, который вырос на голливудских блокбастерах, могут показаться нонсенсом такие словосочетания как румынский ретро-боевик, болгарский пеплум, польский эпик, кубинский шпионский сериал...
А что, спросит сегодняшний тинейджер, румыны вообще снимают кино? Поляки могут соревноваться с Голливудом в масштабных исторических постановках? Разве может существовать на свете такая вещь, как вестерн снятый гэдээровцами (это еще кто?) совместно с киностудией "Грузия-фильм" или "Монголкино"?
А ведь когда-то термин "кино социалистических стран" не нуждался в исторической справке. Фильмы из Польши, ГДР, Румынии, Болгарии с успехом шли в советском прокате и занимали более весомое место, чем дефицитный Голливуд.
Венгерский комедийный боевик, милицейский buddy movie? Молодой зритель знает "Полицейского из Беверли Хиллз" или "48 часов", а мы вспомним популярную в СССР, выражаясь современно, "франшизу" об инспекторе по прозвищу Капелька и майоре Кардоше.
"Языческая мадонна" (1980)
Венгерский фильм стал хитом советского проката. Неизбалованный зритель СССР с энтузиазмом воспринял микс жанров - легкой комедии, милицейского детектива и боевика с драками и погонями.
Тяжело ранен смотритель музея, похищена бесценная реликвия - "языческая мадонна". По соседству проходит международная регата (место действия - курортное озеро Балатон), подозреваемых в намерении продать "мадонну" на Запад - пруд (вернее, озеро) пруди. За расследование берутся офицеры Капелька и Кардош. Как и положено в buddy movie - они полные антиподы. Флегматичный громила Капелька, импозантный красавец, сердцеед, яхтсмен, местный светский лев - и тщедушный холерик Кардош.
По ходу расследования герои возьмут на себя традиционные функции. Крутой инспектор Капелька будет добывать информацию (ведь перед ним не устоит ни один свидетель - и особенно свидетельницы), делать логические выводы и ловить злоумышленников. За Кардошем, постоянно попадающим в нелепые ситуации - комедийная составляющая.
"Языческая мадонна" - боевик комедийный, поэтому серьезные преступления (в фильме есть и убийства) перемежаются комическими драками с местной шпаной. И это отличный повод для комедийных трюков и демонстрации физподготовки крутого милиционера Капельки.
Капелька разбирается не только с мелким хулиганьем, в итоге он ловит опасных преступников, возвращает похищенную ценность и заодно успевает выиграть регату. Награду и повышение получает комичный Кардош, но Капелька не в обиде, ему нравится все как есть - друзья, девушки, выпивка, яхты, выигранные гонки. А слава пусть достается другому - не жалко!
Была еще одна причина успеха фильма именно в СССР. Советскому зрителю надоели истории про рабочих и колхозников, заводы и трудовые будни. Хотелось праздника, хотелось красивой жизни.
И "Языческая мадонна" давала ощущение легкости и радости. Балатон, отели, яхты, бары, фуршеты - полный набор dolce vita, да не на Западе, а в социалистической Венгрии. Герои фильма водят катера и ходят под парусом, играют в теннис, попивают вино, заказывают виски - и как же хотелось тогда, в далеких 80-х, примерить на себя такую прекрасную жизнь!
"Без паники, майор Кардош!" (1982)
Продолжение не заставило долго ждать, и полюбившиеся герои снова в деле. На этот раз в центре сюжета - сокровища с потерпевшего крушение на озере Балатон фашистского самолета. Как водится, за ценным грузом охотится банда международных авантюристов - такова завязка "сиквела".
Капелька и Кардош снова в своих амплуа - невозмутимый здоровяк, ведущий расследование и разоблачающий преступников, и нелепый майор, только мешающий своими суетливыми бестолковыми действиями.
Комические драки - фирменный прием франшизы. Один против шайки, вооруженной ножами и кастетами, - привычное для Капельки дело. По ходу фильма обаятельному здоровяку не раз приходится демонстрировать силу и навыки кулачного боя.
В целом продолжение получилось не хуже оригинала. По понятиям того времени, фильм насыщен действием, погонями и потасовками, смотрится легко и непринужденно - и вполне заслуженно пользовался популярностью у советских зрителей.
И снова успех подпитывался легкомысленным, не "социалистическим" характером фильма. Никаких "воспитательных" речей, характерных для советского детектива, проблематики или политики - чистое развлечение! Острый сюжет, динамика, юмор, яхты, солнце, красивые женщины, ночные клубы - при таком "социализме" жить можно!
"Заколдованный доллар" (1985)
Во второй половине 80-х, в разгар Перестройки, вышла третья часть похождений Капельки и Кардоша (недотепа благодаря скромности напарника уже успел дослужиться до полковника), на этот раз о разоблачении банды фальшивомонетчиков.
Однако в отличие от первых фильмов "Заколдованный доллар" прошел в прокате незаметно, и даже любители ностальгически вспомнить популярные венгерские фильмы забывают упомянуть о нем.
Причины очевидны. Во-первых, звезда франшизы Иштван Буйтор (Капелька) решил взять дело в свои руки и выступил в качестве автора сценария и режиссера, что не пошло фильму на пользу. "Доллар" растерял легкость и обаяние, выглядел вялым и несобранным. Во-вторых, зритель - прежде всего юный - подрос, время изменилось, на дворе чувствовался ветер перемен, и непритязательная "милицейская" комедия казалась анахронизмом.
Буйтор пытался утилизировать ингредиенты былого успеха, но все получалось вторично. Прежние аттракционы вроде обыгрывания физической мощи героя и драк в стиле "один против полудюжины" смотрелись рутинно и механистически.
Кроме того, Буйтор слишком увлекся сентиментальным сюжетом о дружбе Капельки с девочкой-сиротой. В "Мадонне" и "Майоре" ему помогали малолетние "сыщики", но в третьем фильме трогательная история вышла на первый план и ослабила приключенческую и комедийную составляющие.
Жаль, но закат социалистического кинематографа был отмечен и закатом франшизы. Позже были сняты новые фильмы, но ни советский, ни российский зритель их не увидел. С концом социалистического рынка развлекательное кино Венгрии стало сугубо местечковым.
С тех пор прошел не один десяток лет. Мы увидели классику жанра - и голивудскую, и европейскую, и азиатскую. Старые венгерские фильмы, несомненно, выглядят более чем скромно на фоне "звездных" блокбастеров.
Но... я вспоминаю летний вечер, не существующий ныне кинотеатр "Литва", что на пересечении Мичуринского и Ломоносовского, полный зал зрителей, дружный смех и заряд хорошего настроения , подаренный приключениями венгерских милиционеров.
Советский зритель начала 80-х еще не знал, что не пройдет и десятка лет, как накроется медным тазом весь соцлагерь, вместе с ним уйдет в небытие "кино социалистических стран", а сами они в один день проснутся совсем в другой стране.
Продолжаем вспоминать исчезнувшее кино социалистических стран. В следующей публикации читайте про эпические фильмы из Румынии.