Найти тему
киНоНостальгия

Кино, которого больше не будет. Венгерский комедийный боевик.

Оглавление
Кадр из фильма "Без паники, майор Кардош" (1982), ВНР
Кадр из фильма "Без паники, майор Кардош" (1982), ВНР
Современному зрителю, который вырос на голливудских блокбастерах, могут показаться нонсенсом такие словосочетания как румынский ретро-боевик, болгарский пеплум, польский эпик, кубинский шпионский сериал...
А что, спросит сегодняшний тинейджер, румыны вообще снимают кино? Поляки могут соревноваться с Голливудом в масштабных исторических постановках? Разве может существовать на свете такая вещь, как вестерн снятый гэдээровцами (это еще кто?) совместно с киностудией "Грузия-фильм" или "Монголкино"?
А ведь когда-то термин "кино социалистических стран" не нуждался в исторической справке. Фильмы из Польши, ГДР, Румынии, Болгарии с успехом шли в советском прокате и занимали более весомое место, чем дефицитный Голливуд.

Венгерский комедийный боевик, милицейский buddy movie? Молодой зритель знает "Полицейского из Беверли Хиллз" или "48 часов", а мы вспомним популярную в СССР, выражаясь современно, "франшизу" об инспекторе по прозвищу Капелька и майоре Кардоше.

"Языческая мадонна" (1980)

Кадр из фильма "Языческая мадонна" (1980), ВНР
Кадр из фильма "Языческая мадонна" (1980), ВНР

Венгерский фильм стал хитом советского проката. Неизбалованный зритель СССР с энтузиазмом воспринял микс жанров - легкой комедии, милицейского детектива и боевика с драками и погонями.

Тяжело ранен смотритель музея, похищена бесценная реликвия - "языческая мадонна". По соседству проходит международная регата (место действия - курортное озеро Балатон), подозреваемых в намерении продать "мадонну" на Запад - пруд (вернее, озеро) пруди. За расследование берутся офицеры Капелька и Кардош. Как и положено в buddy movie - они полные антиподы. Флегматичный громила Капелька, импозантный красавец, сердцеед, яхтсмен, местный светский лев - и тщедушный холерик Кардош.

Кадр из фильма "Языческая мадонна" (1980), ВНР
Кадр из фильма "Языческая мадонна" (1980), ВНР

По ходу расследования герои возьмут на себя традиционные функции. Крутой инспектор Капелька будет добывать информацию (ведь перед ним не устоит ни один свидетель - и особенно свидетельницы), делать логические выводы и ловить злоумышленников. За Кардошем, постоянно попадающим в нелепые ситуации - комедийная составляющая.

Кадр из фильма "Языческая мадонна" (1980), ВНР
Кадр из фильма "Языческая мадонна" (1980), ВНР

"Языческая мадонна" - боевик комедийный, поэтому серьезные преступления (в фильме есть и убийства) перемежаются комическими драками с местной шпаной. И это отличный повод для комедийных трюков и демонстрации физподготовки крутого милиционера Капельки.

Кадр из фильма "Языческая мадонна" (1980),ВНР
Кадр из фильма "Языческая мадонна" (1980),ВНР

Капелька разбирается не только с мелким хулиганьем, в итоге он ловит опасных преступников, возвращает похищенную ценность и заодно успевает выиграть регату. Награду и повышение получает комичный Кардош, но Капелька не в обиде, ему нравится все как есть - друзья, девушки, выпивка, яхты, выигранные гонки. А слава пусть достается другому - не жалко!

Кадр из фильма "Языческая мадонна" (1980), ВНР
Кадр из фильма "Языческая мадонна" (1980), ВНР

Была еще одна причина успеха фильма именно в СССР. Советскому зрителю надоели истории про рабочих и колхозников, заводы и трудовые будни. Хотелось праздника, хотелось красивой жизни.

И "Языческая мадонна" давала ощущение легкости и радости. Балатон, отели, яхты, бары, фуршеты - полный набор dolce vita, да не на Западе, а в социалистической Венгрии. Герои фильма водят катера и ходят под парусом, играют в теннис, попивают вино, заказывают виски - и как же хотелось тогда, в далеких 80-х, примерить на себя такую прекрасную жизнь!

"Без паники, майор Кардош!" (1982)

Кадр из фильма "Без паники, майор Кардош!" (1982), ВНР
Кадр из фильма "Без паники, майор Кардош!" (1982), ВНР

Продолжение не заставило долго ждать, и полюбившиеся герои снова в деле. На этот раз в центре сюжета - сокровища с потерпевшего крушение на озере Балатон фашистского самолета. Как водится, за ценным грузом охотится банда международных авантюристов - такова завязка "сиквела".

Капелька и Кардош снова в своих амплуа - невозмутимый здоровяк, ведущий расследование и разоблачающий преступников, и нелепый майор, только мешающий своими суетливыми бестолковыми действиями.

Кадр из фильма "Без паники, майор Кардош!" (1982), ВНР
Кадр из фильма "Без паники, майор Кардош!" (1982), ВНР

Комические драки - фирменный прием франшизы. Один против шайки, вооруженной ножами и кастетами, - привычное для Капельки дело. По ходу фильма обаятельному здоровяку не раз приходится демонстрировать силу и навыки кулачного боя.

Кадр из фильма "Без паники, майор Кардош!" (1982), ВНР
Кадр из фильма "Без паники, майор Кардош!" (1982), ВНР

В целом продолжение получилось не хуже оригинала. По понятиям того времени, фильм насыщен действием, погонями и потасовками, смотрится легко и непринужденно - и вполне заслуженно пользовался популярностью у советских зрителей.

Кадр из фильма "Без паники, майор Кардош!" (1982), ВНР
Кадр из фильма "Без паники, майор Кардош!" (1982), ВНР

И снова успех подпитывался легкомысленным, не "социалистическим" характером фильма. Никаких "воспитательных" речей, характерных для советского детектива, проблематики или политики - чистое развлечение! Острый сюжет, динамика, юмор, яхты, солнце, красивые женщины, ночные клубы - при таком "социализме" жить можно!

"Заколдованный доллар" (1985)

Кадр из фильма "Заколдованный доллар" (1985), ВНР
Кадр из фильма "Заколдованный доллар" (1985), ВНР

Во второй половине 80-х, в разгар Перестройки, вышла третья часть похождений Капельки и Кардоша (недотепа благодаря скромности напарника уже успел дослужиться до полковника), на этот раз о разоблачении банды фальшивомонетчиков.

Однако в отличие от первых фильмов "Заколдованный доллар" прошел в прокате незаметно, и даже любители ностальгически вспомнить популярные венгерские фильмы забывают упомянуть о нем.

Причины очевидны. Во-первых, звезда франшизы Иштван Буйтор (Капелька) решил взять дело в свои руки и выступил в качестве автора сценария и режиссера, что не пошло фильму на пользу. "Доллар" растерял легкость и обаяние, выглядел вялым и несобранным. Во-вторых, зритель - прежде всего юный - подрос, время изменилось, на дворе чувствовался ветер перемен, и непритязательная "милицейская" комедия казалась анахронизмом.

Кадр из фильма "Заколдованный доллар" (1985), ВНР
Кадр из фильма "Заколдованный доллар" (1985), ВНР

Буйтор пытался утилизировать ингредиенты былого успеха, но все получалось вторично. Прежние аттракционы вроде обыгрывания физической мощи героя и драк в стиле "один против полудюжины" смотрелись рутинно и механистически.

Кадр из фильма "Заколдованный доллар" (1985), ВНР
Кадр из фильма "Заколдованный доллар" (1985), ВНР

Кроме того, Буйтор слишком увлекся сентиментальным сюжетом о дружбе Капельки с девочкой-сиротой. В "Мадонне" и "Майоре" ему помогали малолетние "сыщики", но в третьем фильме трогательная история вышла на первый план и ослабила приключенческую и комедийную составляющие.

Жаль, но закат социалистического кинематографа был отмечен и закатом франшизы. Позже были сняты новые фильмы, но ни советский, ни российский зритель их не увидел. С концом социалистического рынка развлекательное кино Венгрии стало сугубо местечковым.

Иштван Буйтор в роли Капельки
Иштван Буйтор в роли Капельки
С тех пор прошел не один десяток лет. Мы увидели классику жанра - и голивудскую, и европейскую, и азиатскую. Старые венгерские фильмы, несомненно, выглядят более чем скромно на фоне "звездных" блокбастеров.
Но... я вспоминаю летний вечер, не существующий ныне кинотеатр "Литва", что на пересечении Мичуринского и Ломоносовского, полный зал зрителей, дружный смех и заряд хорошего настроения , подаренный приключениями венгерских милиционеров.
Советский зритель начала 80-х еще не знал, что не пройдет и десятка лет, как накроется медным тазом весь соцлагерь, вместе с ним уйдет в небытие "кино социалистических стран", а сами они в один день проснутся совсем в другой стране.

Продолжаем вспоминать исчезнувшее кино социалистических стран. В следующей публикации читайте про эпические фильмы из Румынии.