Ниже — краткий исторический очерк существующих гитарных «методов», то есть когда-либо изданных школ, учебников или самоучителей. Ссылку на оригинал (англ.) вы найдёте в конце этой публикации.
Старые школы
Поиски идеальной школы игры на гитаре начались в XVI веке с книг по виуэле Luis Milán, Luis de Narváez и Alonso Mudarra (а также нескольких других). Благодаря прогрессу книгопечатания, эти исполнители начали исследовать то, что учёные сейчас называют «методологией», определяемой как «система школ в различных областях».
Начались поиски гитарного Священного Грааля, системы, по которой такие хордофоны, как гитара, могут быть освоены любителями разных способностей. В ранних книгах, особенно в книге Luis Milan «El Maestro» (около 1535), не было недостатка в непосредственном обучении, но, по сути, они представляли собой сборники подходящих произведений, которые ученики должны были изучать достаточно последовательно.
Постепенно область расширилась, и, просто смотря по поверхности, следует упомянуть Francesco Corbetta, Giovanni Battista Granata, Robert de Visée, Lucas Ruiz de Ribayaz, Ludovico Roncalli, Francesc Guerau и Santiago de Murcia — вот лишь некоторые из трудолюбивых джентльменов XVII века, которые увековечили свою музыку в изысканных публикациях.
Отсюда всего лишь короткий переход к началу XIX века, где методология игры на гитаре расширилась до сотен разнообразных книг. Великие имена эпохи выгравированы на наших пальцах и в сердцах большинства классических гитаристов — Ferdinando Carulli, Fernando Sor, Mauro Giuliani, Dionisio Aguado, Luigi Legnani, Matteo Carcassi и так далее. Маэстро, чьи сочинения часто содержат множество этюдов, как легких, так и трудных, и которые стремились продвигать педагогическое искусство.
«Gradus ad Parnassum»
Продвигаясь вперед, мы сталкиваемся с загадкой Франциско Тарреги, великого учителя по всем показателям, тем не менее никогда не систематизировавшего свои методы в одной публикации. Его последователи, такие как Pascual Roch и Emilio Pujol, опубликовали влиятельные школы, достаточные для того, чтобы студенты знали чем заняться на протяжении большей части своего ученичества.
Другим продолжателем традиций Тарреги был аргентинский гитарист-педагог Mario Rodríguez Arenas, чей семитомный «La Escuela de la Guitarra» был опубликован в 1923 году. Arenas заявил, что его основная цель состояла в том, чтобы «облегчить изучение гитары, благородного инструмента интерпретации национальной поэзии». Он не руководствовался концепцией создания «национальной школы», а просто пытался «организовать все уроки постепенно, чтобы избежать трудностей в обучении, которые только приводят в уныние». Его работа была «основана на школе покойного и незабываемого Франциско Тарреги».
В буклете, сопровождающем работу, был изложен предполагаемый план обучения с первого года обучения до уровня старшего преподавателя семь лет спустя. Сколько учителей и учеников прошли семилетний курс во всех его деталях, никогда не будет известно. Не вызывает сомнений лишь то, что потеря буклета лишила бы вас навигации в течение семи лет предписанного обучения. Работа в значительной степени полагалась на репертуар, популярный в начале XX века — Tarrega, Sor и Aguado, в то время как первый год включал Aguado, Carulli, Carcassi, Napoléon Coste и Antonio Cano.
Обычная школа игры на гитаре следует традиционному подходу — это антология прогрессирующих упражнений, пьес и этюдов, «ступень на Парнас», где ученика инструктируют, что играть, но не обязательно, как играть, технически или в плане интерпретации (что оставлено на усмотрение фактического преподавателя).
Другим примером этого подхода, опять же в амбициозных выражениях, также из Аргентины, является обширный метод Julio Sagreras, впервые опубликованный примерно в 1922 году. Здесь шесть томов ведут к седьмому, «Técnica Superior». В первоначальном предисловии Sagreras обращается к учителям, объясняя, сколько учеников он встретил за свои 30 лет преподавания, начав с первых занятий, «плохо организованных в порядке сложности». Он заверяет свою публику, что его подход «с успехом практиковался всеми учениками, которые начинали учиться, ничего не зная».
Проблемы, возникающие при использовании расширенного метода «Gradus ad Parnassum» («ступень на Парнас»), полного диапазона обучения от новичка до продвинутого, значительны. Roch и Arenas, как правило, выбирают учебный материал из небольшой области гитарной композиции, в то время как Sagreras предлагает множество своих собственных упражнений, чтобы добавить разнообразия.
Пожалуй, самым впечатляющим из когда-либо опубликованных гитарных методов типа «Gradus ad Parnassum» был «Escuela Razonada de la Guitarra» (1934) Emilio Pujol в четырёх томах с предисловием Мануэля де Фальи. В первой книге рассказывается об истории гитары, а в трёх остальных ученик идёт от первого урока, посвящённого посадке и положению правой и левой рук, к подробному рассмотрению каждого нюанса гитарной техники со множеством этюдов самого Пухоля. Естественно, включены многие упражнения Тарреги, так как он считается «духовным фениксом гитары», на принципах которого основана книга.
Эта книга, безусловно, является величайшей демонстрацией методологии, применяемой в гитаре. Она остаётся вечной ценностью, с прогрессирующим упражнениями, варьирующимися от очень простых до виртуозных, с практической точки зрения охватывающих все необходимые техники в мельчайших деталях.
Современные школы
Во второй половине XX века были предприняты попытки отойти от традиционной «методологии». В частности, испанское наследие, опирающееся на авторитет центральной личности (например, Тарреги), было заменено более прагматичным, гибким развитием потенциального таланта ученика. Желание быть всеобъемлющим было отброшено и заменено менее амбициозным набором педагогических целей.
Одной из вех нового подхода была школа Laurindo Almeida «Guitar Tutor: An Up-to-Date Classic Guitar Method» (1957). Книга состояла из трёх курсов, в которых объяснялось: а) история гитары, посадка, правая и левая руки и так далее; б) тональности, гаммы и аккорды; в) приёмы, такие как флажолеты и тремоло. Остальная часть публикации включала некоторые соло Laurindo Almeida.
Это было одной из первых серьёзных публикаций, которая оставила чистоту «традиционного» подхода и углубилась в вопросы, подходящие для исполнителей, «которые зарабатывают на жизнь студийным трудом, в котором базовые знания современной популярной гармонии являются основными». Один из аспектов этого было то, что были полностью объяснены обозначения аккордов, что до сих пор отсутствовало в гитарных школах. Слияние принципов классической гитары с современной гармонией открыло новую территорию.
В 1959 году была опубликована «Classic Guitar Technique» Aaron Shearer в двух томах. Само название уже было необычным, поскольку оно подразумевало концентрацию внимания на тонкостях игровой техники, а не на «духовных» аспектах искусства гитариста, которые были столь значительными в ранних идеологических утверждениях традиции Тарреги.
Shearer объяснял свой метод как «результат стремления представить базовый и упорядоченный подход к развитию техники классической гитары». По его мнению, ученикам не хватало «разработки базовой техники игры на гитаре» при переходе к сложным произведениям быстрее, чем это было разумно, «прививая глубоко укореняющиеся привычки с огромным вредом для себя, с точки зрения неконтролируемой напряжённости».
Первостепенной задачей в работе Ширера было «культивирование последовательного и спокойного подхода к практике». Желание играть пьесы не считалось продуктивным в период строительства техники. Роль напряженности (и ее противоположности) в формировании техники, а также адекватное отношение к проблемам повседневной практики, были ключевыми понятиями. Старая поговорка «практика совершенствует» вводила в заблуждение, а порочный круг плохой практики приводил к напряжённости, которая вела к накоплению большего количества ошибок, которые снова и снова практиковались в системе.
Можно сказать, что немногие авторы современных гитарных школ создают «школу», определяемую Оксфордским словарем как «ученики или подражатели и последователи философа, художника и так далее, группа людей, преданных какому-либо принципу или соглашению в типичных характеристиках». Нет «школ» ни Сеговии, ни Прести, ни Брима, ни Уильямса, Диаса или Йепеса. Мощная концепция «школы Таррега» была развеяна широким разнообразием методов, разработанных ведущими исполнителями с конца 1940-х годов.
Тем не менее, уругвайский виртуоз и учитель Abel Carlevaro создал свою собственную книгу «Escuela de la Guitarra», содержащую упражнения и анализ технических проблем. Для этого Carlevaro разработал уникальную терминологию, которая охватила весь его физический и технический подход к инструменту.
В 1979 году его книга была опубликована как систематическая попытка «ответить на сложные проблемы, связанные с инструментальной техникой и воссоздать процесс создания музыки». Книга представляет собой диссертацию, исследующую основную посылку о том, что «техника в конечном счёте представляет собой серию психических ассоциаций». Без правильного усвоения «психических ассоциаций» технические проблемы будут размножаться.
Carlevaro подошёл к своим основным понятиям с бесконечной детализацией. Сложность языка, напоминающая жаргон, может иногда озадачивать или отталкивать. И всё же ему удалось сделать новый шаг в области технических исследований.
Сегодня
Все мы, как гитаристы, стоим на плечах предыдущих поколений. С конца 1970-х годов, где же мы сейчас?
К счастью, традиция амбициозного, всеобъемлющего «метода» всё еще жива. Самым последним примером этого является монументальная «Classical Guitar Technique from Foundation to Virtuosity» Stanley Yates в двух частях (2016). Часть 1 называется «Основание», а часть 2 — «Мастерство и виртуозность». Книга Yates — действительно феноменальное достижение, достойный преемник великих методологических авторов гитары. Анджело Джилардино указывает в предисловии: «Этой работой Stanley Yates выходит за рамки традиционной концепции гитарного метода или трактата о гитарной технике».
В то же время было бы уместно упомянуть еще одно гигантское достижение — «The Bible of Classical Guitar Technique» немецкого маэстро Hubert Käppel (2016). В этом огромном сборнике сплетаются технические формулы всех мыслимых форм и соответствующие им текстовые комментарии.
Таинственные процессы «Gradus ad Parnassum», это поэтапное путешествие, которое ведёт ученика по гитаре от первого урока к вершинам музыкального творчества, остаются вызовом и долгом для тысяч энтузиастов. Всегда можно сделать больше, узнать больше, достичь большего. Но с таким количеством указателей на пути, конечно, маршрут паломничества стал проще, чем когда-либо прежде. Всё, что мы должны сделать — это найти золотой ключ к прогрессу, который нам подходит лучше всего, и упорствовать до предела наших индивидуальных способностей.
По материалам статьи (англ.).
Читайте также:
Классическая гитара, путеводитель по каналу