Что делать, если вам звонят из банка и задают сомнительные вопросы и как определить мошенника? Новая инструкция от Отделения Белгород Банка России.
Казалось бы стандартная ситуация. Вам звонят из банка и говорят, что только что отменили сомнительную операцию по вашему счету. На том конце провода предлагают заблокировать вашу карту и сменить пароль личного кабинета.
Однако все чаще именно так выглядит типичное начало разговора телефонного мошенника с потенциальной жертвой. Главная уловка – вам хотят помочь. Обходительный менеджер банка знает ваше имя, последние цифры карты и даже остаток по счету. Какие могут быть сомнения? И самое главное – на экране телефона определился номер службы поддержки кредитной организации, который вы предусмотрительно внесли в список контактов. Следуйте инструкциям специалиста, и деньги останутся в сохранности.
По факту же ни определившийся номер, ни осведомленность собеседника не гарантируют, что на другом конце провода действительно сотрудник банка. Скорее наоборот, излишняя убедительность звонящего – первое, что должно насторожить.
И всё потому, что мошенники научились подделывать телефонные номера банков, используя специальное программное обеспечение
5 признаков того, что вам звонит телефонный мошенник:
- Звонок «из банка» поступил поздно вечером или рано утром в выходной день, когда человек спит и не может быстро сориентироваться.
- Звонящий сообщает о подозрительной операции, которая требует неотложных действий со стороны клиента, создается стрессовая ситуация, в которой человеку сложно мыслить критически.
- Под предлогом заботы о сохранности средств «банковский работник» выспрашивает данные карты, пароль от личного кабинета или просит ввести на телефоне код для совершения некой операции.
- Собеседник говорит быстро, уверенно, оперирует профессиональными терминами, слышны звуки, имитирующие работу оживленного call-центра
- «Клиента» торопят и запугивают, что случится что‑то непоправимое, давят на эмоции, угрожают, что деньги с карты вот-вот уйдут мошенникам, если не предпринять срочных мер.
Заполучив данные карты или доступ в личный кабинет онлайн-сервиса банка, мошенники могут списать все деньги за считанные секунды
«Важно помнить, что по закону банки должны возвращать средства, если хищение произошло не по вине клиента, и он вовремя оповестил банк о произошедшем, — поясняет заведующий сектором платёжных систем и расчетов Отделения Белгород Банка России Ольга Авершина. – Поэтому, если с вашей карты вдруг прошло несанкционированное списание, то как можно скорее позвоните в банк, сообщите о мошеннической операции и заблокируйте карту. Далее следует обратиться в отделение банка и попросить выписку по счету. Напишите заявление о несогласии с операцией. Сохраните экземпляр заявления с отметкой банка о приеме».
Также необходимо обратиться в правоохранительные органы с заявлением о хищении. По данным регулятора только каждый двадцатый пострадавший от несанкционированных операций с платежными картами обращается в полицию. Психологи говорят, что жертвам обмана стыдно признаваться в собственной наивности, когда они по собственной воле сообщили мошенникам персональные данные. Но обратиться в полицию все же необходимо. Чем больше будет база данных у правоохранителей, тем проще им будет вычислять злоумышленников и привлекать их к ответственности.