Найти тему
Академия смысла

Можно ли проагрейдить свой мозг?

Массу когнитивных искажений и прочих "багов" мышления мы рискуем даже не отследить. И опасность этого куда страшнее, чем может показаться на первый взгляд.

Наш мозг стремится экономить на всем, кроме обеспечения жизнедеятельности и удовлетворения базовых потребностей. Проблема в том, что мы в двадцать первом веке существенно отдалились от естественной среды обитания, и базовые потребности кроманьонца, которым мозг отдает приоритет, почти полностью удовлетворены.

Современный же мир требует от человека тех самых качеств и навыков, на которых мозг привык экономить. Да, наши с вами "окультуренные" потребности человека, в конечном счете, сводятся к базовым потребностям того самого кроманьонца. Но эти связи настолько запутаны, сложны и не очевидны, что пульс нужды в них почти не прощупывается, и мозг ее не чувствует, не признает.

Или вот вам другая аналогия: представьте себе мощный поток воды, способный снести любую преграду. Это та прорва энергии, которую мозг готов выделять на закрытие наших (в конечном счете – базовых) потребностей. А теперь представьте, как этот поток сотни раз ветвится, множится и делится, превращаясь в конечном итоге в миллион слабеньких таких ручейков, которые камнем заткнуть можно. Это богатство выбора удовлетворения наших "современных" потребностей. Их много, хотим мы всего и сразу, и энергии на каждую остается – пшик.

Обогнав эволюцию, мы загнали себя в тупик: актуальные требования к мозгу меняются на шесть-десять порядков быстрее, чем эволюция может его "проапгрейдить" (миллионы-миллиарды против десятков-сотен лет).

Мы обречены запускать современный "софт" на безнадежно устаревшем, латанном-перелатанном "железе".

К счастью для нас, это еще не приговор. "Проапгрейдить" собственный мозг мы не в состоянии, он дан нам таким, какой он есть. Но мы можем установить стороннее ПО, загрузить парочку хитрых программ и обойти несколько технических ограничений и запретов. Именно этим мы и занимались на протяжении всего курса "Красная таблетка" – осваивали способы бороться с экономностью нашего мозга.

И в основе всех этих способов лежит озадаченность.

В моей сборке ввести себя в озадаченность – значит убедить мозг в том, что нужная мне деятельность как-то завязана на его базовые кроманьонские потребности, что на ней нельзя экономить. Только поверив, что эта деятельность важна для него, мозг согласится выделить требуемые мощности. В аналогии с потоком воды я прокладываю к слабому ручью прямой канал от источника, передаю мощности напрямую.

Всякая теория обязательно подкреплялась практикой. Таким образом, из пустого звука она становилась для мозга знанием, пережитым опытом. Мозг буквально вбирал в себя эти знания, встраивал новые связи в каскады нейронных дуг, делал их неотъемлемой частью себя.

Помимо этого, мы овладевали инструментами, техниками и методиками кратковременного и долговременного поддержания озадаченности.

К кратковременным я отношу техники метапозиции, подвешивания противоречий, детерменирования ценностей и сознательной реконструкции. Они применяются под конкретную задачу, требуют сосредоточения внимания и подтягивания определенных знаний (фактов, моделей, алгоритмов). Поскольку эти техники не могут поддерживаться на протяжении долгого времени, нас также учили постоянно искать новые задачи, новые поводы для заинтересованности и изучения.

К долговременным же я отношу методики и знания, работающие как бы в пассивном режиме. Это методики/знания о "долгах", закономерностях, иллюзии понимания, нарративах, объяснительных моделях, базовых инстинктах, динамических стереотипах, атрибуции (и ее "фундаментальной ошибке"), тенденциозности восприятия и пассивной реконструкции.

Эти техники не требуют акцентированного внимания, они включаются как бы автоматически по каким-то триггерам. На протяжении шестнадцати занятий мы вырабатывали у мозга набор динамических стереотипов помнить о том-то, подмечать то-то и реагировать так-то в определенных ситуациях.

Если угодно, мы формировали у себя определенный способ мыслить, дисциплинированно отращивали нужные нам каскады нейронных связей. Ну или просто завели несколько десятков мелких полезных привычек.

Но это — не волшебная палочка

Важно помнить, что все эти знания, техники и методики – лишь инструменты в наших руках. Они не дают ответы на все вопросы, и не закрывают разом все проблемы. Это не волшебная палочка, не еще одна разновидность "Спасителя", которого многие так отчаянно ищут. Лишь инструменты: со всеми их недостатками и ограничениями.

И на самом деле, главное, чему меня научила "Красная Таблетка" – это получать удовольствие от озадаченности. Кайфовать с нее, с постоянных ага-эффектов и маленьких "Эврик!", которые она генерит.

Потому, что как только мозг начинает получать от какой-то деятельности дофаминовое подкрепление, он возвращается к ней снова и снова. Сам, без всяких сознательных танцев с бубном. Не верите – посмотрите на ветеранов "Академии": их хлебом не корми, дай только реконструировать кого-нибудь, да интеллектуальный объект посложнее собрать.

Однако во всех этих знаниях, методиках, техниках и озадаченности не было бы никакого смысла, не признай я самый главный "баг" нашего восприятия, фундаментальную ложь нашего мозга, имя которой – личность.

Узнайте по теме больше в Telegram-канале Школы мышления

и на нашем сайте.