В принципе заборы мне не нужны. Людей вокруг нет, а для лис или кабанов забор не помеха.
Но когда появились козы, а затем и козлята, стало понятно, что какие-то оградки необходимы. Прежде всего, в защите нуждается огород. Если коза сорвётся с привязи, то первым делом побежит в огород – погрызть капусту, выдернуть морковку или полакомится луковым пером. Инциденты были.
Кстати, заметил одну интересную особенность в поведении коз. Они чтут границы. Когда я вкопал вокруг огорода шифер (в основном, от кротов), они ни разу не решились через него перепрыгнуть. Хотя высота оградки всего 35-40 см.
Потом я сделал забор вокруг поляны, на которой пасутся козы. Это получилось спонтанно. Ранней весной я обрезал в саду сухие ветки и мелкую поросль. Образовалась приличная куча. Размышляя о том, куда её девать, я временно отнёс всё на край поляны. А потом голову посетила удачная мысль. Что, если использовать ветки как забор? Попробовал. И то, что получилось, сразу понравилось.
Переплетая кончики веток между собой, чтобы их не разносил ветер, я фактически соорудил классический плетень. Те деревца, которые стояли на границе поляны, послужили столбами для заграждения. За следующую зиму и осень ветки слежались, их придавил снег и полил дождь. В итоге получился достаточно прочный заборчик, правда, стал вполовину ниже.
Но по весне я снова обрезал ветки, и высота опять увеличилась. Сейчас это серьёзная преграда, как для крупного, так и для мелкого зверька. Средняя высота около метра, местами доходит до 1,5 м. Опадающие листья и сухая трава довершили картину и забор стал почти непроглядным. Я назвал его «мёртвым» забором.
Есть у меня и «живой» забор. Он состоит из ёлок, посаженных 4 года назад. За это время они окрепли и заметно подросли. Ветки сомкнулись и образовали непролазную преграду. Мне нравится. Зимой, когда деревья в лесу стоят мрачной серой стеной, зелень ёлок очень радует глаз.
Осенью собираюсь высадить ещё метров десять такого забора, но уже с другой стороны дома. Учитывая опыт первых посадок, решил сажать не через 2 метра, как раньше, а немного реже – через 3-3,5 м. Это даст ёлкам возможность шире раскидывать ветви и быстрей расти.
По моему мнению, это очень удачное решение. Живая изгородь не требует к себе внимания, и с каждым годом становится всё гуще. Единственное вложение труда – это пересадка ёлок из лесу на участок. При желании можно придать забору желаемую форму. Например, срезать верхушки, и тогда рост будет идти не ввысь, а вширь. Но пока у меня рука не поднимается.
Что касается «мёртвой» ограды, то тут есть свои минусы. Пролежав на земле несколько лет, ветки, конечно, начнут гнить. Но вот уже второй год признаков разложения не видно. Меня это устраивает, а дальше посмотрим. В принципе древесина у яблони твёрдая, гнить будет долго. Поэтому есть надежда, что лет пять благополучно пролежит. А тем временем добавятся новые обрезки из сада.