В этом году исполняется 450 лет одному из самых трагических и загадочных событий в истории России. В декабре 1569 года Иван Грозный начал карательный поход на Новгород. К этому времени земли и люди Великого города уже почти 100 лет принадлежали Русскому государству и находились под властью Московского царя.
Официальная причина кровавого набега обозначилась ещё летом, когда некий бродяга — волынец Пётр — донёс царю о готовящемся заговоре. Якобы новгородцы, возглавляемые архиепископом Пименом, хотят отделиться, посадить на престол князя Владимира Старицкого и передать Новгород и Псков польскому королю Сигизмунду.
Предполагается, что войско опричников вышедшее поход насчитывало около 15 тысяч человек. По дороге из Москвы в Новгород проводилась, как бы сейчас сказали, жёсткая зачистка. Передовые отряды карателей уничтожали всех путешественников, направлявшихся на север, чтобы они не могли предупредить «заговорщиков». Кроме того, в попутных городах (Тверь, Клин, Торжок) происходили массовые убийства и грабежи.
В первых числах января 1570 года передовые отряды опричного войска захватили Новгород и блокировали все дороги. 6 января в город вступил Иван Грозный. Начались массовые убийства, грабежи и уничтожение имущества горожан.
К сожалению, не осталось письменных документов, судебных и следственных делами, которые, как ни странно, всё-таки производились под общим руководством Малюты Скуратова. Данные из последующих летописей и воспоминаний очевидцев не позволяют точно оценить количество погибших. Цифры разнятся от 4-5 до 10-15 тысяч убитых при том, что население Новгорода в то время составляло примерно 30 тысяч человек. В любом случае — жертвы грандиозные.
Погром продолжался до 15 февраля. Имеются свидетельства, что людей заживо сжигали, привязывали к саням, топили в реке Волхов, забивали до смерти палками. Дома и имущество горожан уничтожались. Это послужило причиной гибели ещё большего количества людей следующим неурожайным летом от голода и от эпидемии чумы, которая началась в России ещё до кровавого похода царя.
Ужасная трагедия. Историки до сих пор спорят в чём её истинная причина? Толи это было продолжением борьбы с боярским самоволием, для чего вроде бы и создавалась опричнина; толи решительное пресечение остаточных демократических явлений в некогда свободном городе; толи проявление психического заболевания царя. Но есть ещё одна необычная версия.
Поводом для кровавой зачистки Новгорода явилась мелодраматическая история в стиле индийских фильмов, с брошенными жёнами и потерянными детьми, но без песен и танцев.
Обратим внимание на один важный факт из биографии родителей Ивана Васильевича Грозного.
По официальной версии отцом безумного царя был Великий князь московский и Государь всея Руси Василий III, а матерью Елена Васильевна Глинская, на которой он был женат вторым браком.
С первой женой — Соломонией Юрьевной Сабуровой — он прожил целых 20 лет (с 1505 по 1525 год), но к всеобщему несчастью у них не было детей, что для самодержавного царя — вещь абсолютно недопустимая. Придворные лекари не могли заподозрить Государя в неспособности к производству потомства. И всю ответственность за бездетность приняла на себя несчастная женщина.
Прецедента насильственного развода и ссылки неугодной жены в монастырь в истории Руси ещё не было, но когда-то надо было начинать. Соломонию постригли в монахини и сослали в Московский Богородице-Рождественский монастырь под именем София, а затем в Суздальский Покровский монастырь, где она через 17 лет скончалась.
Через несколько месяцев Василий женился на молодой Елене Глинской, в январе 1526 года. И вот тут-то и возникает первое подозрение о физическом здоровье Государя.
Его первый сын Иван (будущий царь Иван Грозный) родился только в 1530 году 25 августа — почти через четыре с половиной года вместо положенных девяти месяцев. При этом следует учесть, что к этому счастливому для родителей моменту отцу было уже больше 51 года.
Интересно, кто был настоящим отцом Ивана. Неужели фраза боярина из фильма «Иван Васильевич меняет профессию» имеет реальный смысл? Видимо, Елена оказалась умнее своей предшественницы и, не дожидаясь драматического финала, предприняла необходимые меры.
Существует легенда, что Соломония перед разводом приняла такие же меры, но не успела, и в монастырь попала на раннем сроке беременности, когда ещё живота не было видно. В положенный срок монашка родила вполне здорового мальчика, которого нарекла Георгием и отдала на воспитание надёжным людям, а официально объявила, что ребёнок умер. Ходили слухи, что Георгий, когда подрос, стал знаменитым разбойником Кудеяром.
В 1934 году в монастыре производили реконструкцию и обнаружили детскую могилу (об этом писали в журнале «Знание-сила» в 1971 году). В могиле лежала тряпичная кукла, одетая в распашонки, расшитые жемчугом.
Австрийский дипломат Сигизмунд фон Герберштейн, оставил воспоминания, опубликованные в книге «Записки о Московии».
«Во время нашего тогдашнего пребывания в Московии некоторые клятвенно утверждали, что Саломея родила сына по имени Георгий, но никому не пожелала показать ребёнка. Мало того, когда к ней были присланы некие лица для расследования истины, она, говорят, ответила им, что они недостойны видеть ребёнка, а когда он облечётся в величие своё, то отомстит за обиду матери».
Иван Грозный интересовался этим вопросом и затребовал все монастырские документы, связанные с Соломонией. По одной из версий настоящего царевича Григория Васильевича отправили в Новгород. К моменту карательного похода ему было не так уж много лет — 43 года. И не Владимир Старицкий или польский король, а Великий князь Григорий, старший сын Василия III, мог претендовать на престол Государя всея Руси.
Не его ли искал в многотысячном городе царь Иван?
А не зная, как он выглядит, решил для надёжности поступить подобно библейскому царю Ироду, повелевшему убить всех младенцев, чтобы уничтожить новорождённого Спасителя.