Двести лет назад единственным вариантом механизации крестьянского труда были тягловые животные - лошади, быки, козы, ослы и т.п.
Но промышленная революция и эпоха изобретений XIX-го века дала возможность использовать механическую тягу - сначала паровые машины а затем, бензиновые, дизельные и электромоторы.
К настоящему времени развитие сельскохозяйственной техники дало нам трактора.
Сначала простые.
Потом сложнее.
И наконец - современные универсальные и мощные машины.
Но что же было между лошадью и трактором?
Ответ - Локомобили.
Это исчезнувший ныне вид сельскохозяйственных машин.
Подобные устройства массово распространились со второй половины XIX-го века и до начала XX-го.
Они применялись для привода различных сельскохозяйственных машин - косилок, молотилок, мельниц.
Локомобиль - это паровая машина на колёсах.
Имеет низкий КПД (3-4%), долгое время запуска, опасен взрывом при ошибках в управлении и плохом обслуживании.
Зато прост и дёшев в эксплуатации, что очень важно на селе.
Для работы требует только воду, немного масла и много топлива (дрова, солома, уголь и т.п., хоть коровьи лепёшки)
В задней части локомобиля находится топка, в центральной - водяной котёл (жаротрубный), в передней - складная труба.
Сверху на котле закреплена одноцилиндровая паровая машина с автоматическим регулятором оборотов.
Машина вращает большое колесо, к которому широким ремнём подсоединялся требующий привода механизм.
В наше время подобная схема реализуется, либо при помощи трактора через встроенный в него функционал отбора мощности, либо бензо/дизельным генератором и электромотором на сельскохозяйственном механизме.
Собственно, появление легких и недорогих дизелей и тракторов убило паровики во второй четверти XX-го века.
Чудом сохранившийся до наших дней локомобиль, построенный английской компанией Ruston, Proctor & Co LTD. в начале XX-го века, можно увидеть в посёлке Друва в Латвии.