Найти в Дзене
Культурный рассвет

Лучшие судебные драмы

Оглавление

Судьи и адвокаты, прокуроры и присяжные, скамья подсудимых, пафосные речи, доводы и аргументы — всем этим наполнены юридические фильмы.

И если кого-то они вгоняют в мучительную скуку, то иному зрителю такое кино чрезвычайно интересно. Поэтому сегодня поговорим о том, что такое судебная драма.

В качестве классических, можно даже сказать ортодоксальных примеров судебной драмы, рассмотрим две картины Золотой эпохи Голливуда: «Нюрнбергский процесс» Стэнли Крамера и «Двенадцать разгневанных мужчин» Сидни Люмета.

«Нюрнбергский процесс»

Картина в центр повествования ставит один из так называемых «малых» Нюрнбергских процессов, призванных подвергнуть суду рядовых функционеров бюрократической машины Третьего Рейха — в данном случае, «малый» процесс над работниками немецкой судебной системы. Для понимания сюжета фильма нужно определить исторические обстоятельства, в которые он помещен. На дворе 1948-й год, совсем недавно Европу сотрясали грохот орудий и взрывы бомб, затем прошел громкий «большой» Нюрнбергский процесс, отправивший на виселицу или в тюрьму наиболее значимых деятелей гитлеровской Германии (Геринга, Кейтеля, Йодля, Риббентропа, Гесса, Дёница и других).

-2

Весь мир по-прежнему находится в ужасе от масштабов катастрофы, разразившейся по вине нацистов. И в этой обстановке юристам предстоит определить судьбу и степень вины других юристов, оказавшихся, волею судьбы, на стороне Германии и ее политического аппарата.

«Двенадцать разгневанных мужчин»

«Двенадцать разгневанных мужчин» больше работает с психологией. Сидни Люмет рассказывает историю о двенадцати присяжных, которые в небольшой служебной комнате должны принять решение по поводу виновности или невиновности подростка-латиноамериканца, предположительно зарезавшего собственного отца. На первых порах кажется, будто вердикт можно вынести буквально через несколько минут — дело ясное, аргументы обвинения убедительны, улики на лицо, а значит, парень виновен и должен отправиться в газовую камеру.

-3

Но среди присяжных находится один человек, предлагающий «хотя бы поговорить» и разобраться в ситуации более тщательно, ведь речь идет о человеческой жизни.

Снова видим социальную тему, снова видим противостоящие стороны (один присяжный против одиннадцати оппонентов), снова видим обмен позициями. Но в данном случае ставка сделана на личность самих присяжных, их мировоззрение и как это влияет на судьбу другого человека. Потому само судебное заседание остается за кадром. Большая часть процедур также не показана. Обвинители и судьи отсутствуют. Зритель видит лишь комнату и двенадцать человек.
Можно сказать, что «Двенадцать разгневанных мужчин» представляют собой отдельный подвид судебной драмы, строящейся на
чувствах и психологии, а не на расследовании как таковом.

Во второй половине ХХ века развитие жанра шло полным ходом. Шедеврами судебной драмы можно назвать «Правосудие для всех» Нормана Джуисона, «Убить пересмешника» Роберта Маллигана, «Время убивать» Джоэла Шумахера и прочие.
Каждый из этих фильмов представлял в разном виде то, что уже было открыто классическими картинами.

К сожалению, с судебной драмой всё очень сложно в российском кинематографе. Отечественное кино практически не знает этого жанра и чрезвычайно редко с ним работает. Полагаю, это связано с несколькими факторами.

Во-первых, у нас крайне высокий процент обвинительных приговоров (по некоторым данным 98-99%) — соответственно, исчезает какая-либо интрига при наблюдении за судебным процессом.

Во-вторых, наши суды выглядят совсем не так привлекательно, как зарубежные, поэтому во многих случаях они смотрятся неэстетично (достаточно включить любой телевизионный сюжет на эту тему, чтобы убедиться). Плюс к этому, пожалуй, можно добавить отсутствие доверия к судам у широких слоев населения.

Будем надеяться, что в наших реалиях рано или поздно судебная драма тоже сумеет прижиться.

С оригинальной статьей вы можете ознакомиться перейдя на наш блог по ссылке.

Спасибо за внимание! С Вами был «Культпросвет», подписывайтесь на канал! С нами интересно!