Почему лозунг «делай то, что нужно» заменил «не будь злым».
2019 год, Майкрософт создаёт собственный дистрибутив Linux, потом переводит свой дефолтный браузер Edge на гугловский движок Chromium, помогают Sony построить конкурирующий стриминговый сервис для видеоигр на свой облачной платформе и наконец решают, что iPad — это идеальное устройство, для того что бы презентовать на нем новые версии Офиса.
Ещё десять лет назад — это были бы новости из параллельной вселеной. Прошлый CEO майков называл Линукс и open-source проекты раком, воевал с гуглом и не хотел выпускать Офис на iOS.
В свою очередь, Гугл, ещё будучи стартапом провозгласил своим мотивом лозунг «don’t be evil”, в противовес казавшейся тогда абсолютной «корпорацией зла» Майкрософт. Однако вот уже 4 года как это лозунг заменил другой — «do the right thing». В переводе: «делай правильные вещи» или в интерпретации, которая мне кажется более подходящей моменту, «делай то, что нужно». Против агрессивных конкурентных практик Гугл давно уже не выступает и с удовольствием использует их сама, например при продвижении своего браузера Chrome.
Так они толи специально создают баги, ухудшающие использование сервисов от гугл в других браузерах (так утверждают некоторые инженеры и бывший вице-президент Mozilla Firefox), толи просто не занимаясь их починкой до тех пор, пока жалобы не станут слишком громкими. Однако это не объясняет того, что некоторые сервисы типа Google Earth просто не запускаются в конкурирующих программах, а тот же ютуб может посылать пользователей на старую версию сервиса, как в случае с браузером Edge. Последнему, кстати, не помогает даже то, что он перешёл на гугловский движок Chromium, тот же, что используется в самом Хроме. Стоит заметить, что когда пользователи вручную заставляли Эдж идентифицировать себя как Хром, ютуб работал столь же хорошо, как и в браузере от Гугл.
В чем же причина такой разницы в поведении корпораций? Скорее всего в разных бизнес-стратегиях и возникших экономических стимулах.
Изначальная стратегия, сосредоточения всего вокруг и внутри Windows, а так же поглощения и захвата конкурентов и их технологий неплохо работала как на ранних стадиях развития Майкрософт, так и первое время после трансформации в большую корпорацию. Однако, в последствии, из-за этой стратегии они пропустили все последующие главные инновации: поиск, социальные сети, онлайн торговлю и бум смартфонов, что признал даже Билл Гейтс. В тоже время, рынок персональных компьютеров начал стагнировать, а Майкрософт так и не смогли избавится от конкурентов в лице Apple, Linux, Android и различных open-source проектов.
Правда параллельно с этим Майкрософт начала все меньше внимания уделять продуктам для частных потребителей и больше фокусироваться на предоставлении решений для других компаний, где смогла добиться хороших успехов и быстро построить успешные сервисы, типа облачного Azure.
Логично, что если вы хотите, что бы другие компании работали с вами, то не пытаться их уничтожить и засудить, это минимальные требования, которые вы должны соблюдать. Что касается сотрудничество и интеграций с различными open-source проектами, то это тоже логичный бизнес-ход, разные компании используют различные инструменты и платформы, так что предоставлять услуги только внутри своей Windows-экосистемы, было бы большим упущением. С точки зрения бизнеса, пусть лучше другие компании используют Azure на линуксе, чем не используют его совсем. К тому же вклад в open-source коммьюнити и доброжелательность по отношению к другим компаниям — это отличный способ улучшить свой образ, как работодателя в глазах перспективных разработчиков и получить доступ к лучшим людским ресурсам.
В противовес современной Майкрософт, Гугл сосредоточена на продуктах для обычных пользователей и получает больше 83% прибыли от рекламы. Тот же Хром из-за этого становится очень важным инструментом, позволяющим намного легче и в большем объеме собирать данные о пользователях даже за пределами сервисов Гугл. А также может использоваться, как способ точно убедится, что вы видели их рекламу. Кстати, говоря о рекламе, практически все конкурирующие браузеры в какой-то степени продвигают или используют по умолчанию блокировщики рекламы и анонимайзеры, в качестве одной из главных черт, отличающих их от Хрома. А это напрямую ударяет по основному бизнесу Гугл. Так что не удивительно, что собственный блокировщик от Google, блокируют только чужую рекламу, а не свою. А новые изменения в Хроме сделали жизнь труднее для сторонних разработчиков адблоков, ограничив количество списков попадающей под блокировку рекламы, которые они могут использовать в своих базах.
Все эти процессы уже стали заметны в информационном поле. Вы можете убедиться в этом, посмотрев на дискуссии о монополиях. Ещё лет десять назад все в основном говорили о монополизме Майкрософт в сфере операционок для ПК. Сегодня, когда говорят о злею которое несут монополии все чаще вспоминают Гугл. Хотя их доля в том же поиске была доминирующей и десять лет назад. А про монополию Майкрософт говорят все меньше.
Однако, как бы пиарщики этих компаний не пытались убедить вас, что они «просто» хорошие, а другие просто злые, всегда следите за деньгами. Именно денежные потоки, а не их провозглашённые цели лучше всего покажут вам настоящие интересы компаний. И посмотрев сегодня на денежные потоки двух IT-гигантов, мы можем понять почему они меняются местами: Гугл потихоньку становится «корпорацией зла», а Майкрософт перестают быть «злыми». Главное, не обманывайтесь этими процессами, как показывает история мелкомягких, все вполне может поменяться.