Позвонила на днях бывшая однокурсница и спрашивает, не хочу ли я к ним в начальную школу. Работать, само собой... "К ним" - это третий класс, отобранные дети, прекрасная успеваемость, гимназия (одна из самых престижных в городе). И тут в разговоре проскальзывает, что в классе у коллеги 40 человек. "Сколько-сколько? - переспрашиваю. - Как ты их рассаживаешь?! Как ты их учишь?!" Надо сказать, что начальная школа занимает у них отдельное новое здание, в параллелях по шесть классов, а в классах, получается, по "много" детей! Знаете, как объясняется такая ситуация? Я спросила и получила такой ответ: "Раздувают не специально! "Позвоночников" очень много! Директор сама в шоке! Каждый день звонят то от депутата, то от прокурора...".
Да уж, попробуй не возьми. Не секрет, что такая тенденция - в классе гораздо больше 25 детей - появилась и расцвела вот таким ненормально пышным цветом несколько лет назад (см. "от автора" в конце статьи). В нашей школе, например, в рамках так называемой оптимизации в своё время из трёх классов сделали два. Математика простая, для администрации логичная: подушевое финансирование - как на три, а зарплата учителям - на два...
В связи с этим интересно было читать ветку комментариев на тему "количество детей-качество обучения" к одной из публикаций канала. Катализатором стал комментарий ОлЛарионова:
v.ionin2017, как могут дз быть минимальными при классах в началке 40 человек? Разделите 45 минут урока на 40, сколько на ученика получается? При этом подавляющее большинство детей начальной школы требуют именно индивидуального внимания. Они ещё плохо слушают «коллективом». А чтение? 40 секунд практики за урок - и никакой домашки? Ну и знания тогда будут у детей минимальными.
v.ionin2017: ...если мы признаём свое бессилие научить ребёнка, то пусть учится дома с бабушками. И если мы безропотно идём в класс, где 40 человек учеников и он по всем правилам должен быть разделён на два, то мы тоже в этом виноваты.
Катя Иванова: ...вот сейчас удивилась. А у нас по 40-45 и было в каждом классе, причём только в начальных. Потом школы вокруг построили. Ничего страшного в таком количестве детей не было, и как раз в начальных учились хорошо, потому что было очень интересно. Никаких минут каждому не надо. Большинство усваивает информацию молча и самостоятельно со слов учителя. Ну это всё работает при условии, что в классе нет "особых" детей. А если там все приходят "короли", так и по 20 детей классы не помогут.
Ольга Стручкова: У нас до 9-го в каждом классе было по 42-45 человек. И учителя справлялись. И ученики тоже. И, заметьте, у нас интернета не было. Книги в магазинах в дефиците, все в библиотеку ходили. А до библиотеки 30-40 минут пешком. Автобусов не дождаться было. Придёшь, а книга только в читалке осталась. Сидишь и выписываешь ручкой нужный материал. И при этом и погулять время было, и в магазине очередь отстоять, и с младшими сёстрами и братьями повозиться, и домашние дела переделать. И кружки посещать. А сейчас у школьников времени почему-то ни на что не хватает. Как думаете, почему?
У внука сложности с геометрией. Мама у меня бывший учитель математики (ей 85 лет). Живёт в другом городе. Привезла ей учебник по геометрии. Она посмотрела его и возмутилась, что из простого сделали сложное. Внук с самого раннего детства рисует, что-то конструирует, из лего уже в 5 лет делал крутые вещи сам, без всяких чертежей и подсказок. Два года занимается робототехникой и 3D-моделированием. А геометрию понимает с трудом. Помогать ему уже боюсь. Научила нестандартному решению задач по алгебре. Получил 3 с минусом с припиской "Мы так не решаем!" Круто! Нас учитель по математике заставлял искать как можно больше способов решения, искать самое простое, самое красивое, самое сложное решение. И это на уроках в обычной советской школе без всяких уклонов. А сейчас мало того, что сделали простое сложным, так ещё и учат делать всё по шаблонам, а не мыслить креативно и нестандартно. Математика по жизни большинству даже в объёме школы не нужна. Её задача - научить анализу, логике и нестандартному подходу к решению любых задач. А кого сейчас в школе готовят? Людей, которые будут делать всё по шаблону и ждущих указаний сверху? А кто тогда будет науку и производство развивать?
От автора. Я поставила в последнем комментарии "нравится". Может, потому, что могу подписаться практически под каждым словом? Училась в классе, где было 38 душ, да и всё остальное как будто про меня... Есть, конечно, одно большое НО.
Да, из СанПиН исключили норматив, устанавливающий обязательное наличие в классе не более 25 учеников. Регионы получили разъяснения по поводу новой редакции документа. Да, ограничения по численности классов были сняты. Но это не означает, что дети должны учиться в тесноте. Чтобы исключить ухудшение условий для обучения и воспитания детей, новая версия правил установила: количество учеников в классе определяется исходя из расчёта соблюдения нормы площади на одного ребёнка. Кроме того, обязательно должны соблюдаться требования к расстановке мебели в учебных помещениях, а также нормы по естественному и искусственному освещению.
Интересно, насколько это возможно в типовых классах, где и 30 детям порой тесно?..