"Простите, что опоздала", - приветливо улыбается мне словно плывущая по коридору Государственной консерватории Узбекистана стройная женщина в легком длинном платье из черно-белого хан-атласа. Еще минута - и она крепко, по-матерински, обнимает меня, словно прося прощения за то, что заставила ждать. Общаюсь с Муножат Юлчиевой на кафедре традиционного пения, заведующей которой она является, и не перестаю удивляться ее обаянию и энергетике. Кажется, что она не говорит, а выступает на сцене, рассказывая о своем пути в одном из самых сложных вокальных жанров - макоме, обретающем сегодня в нашей стране второе рождение.
Феноменальный и чарующий голос Муножат Абдувалиевны, в котором слились воедино душа, мудрость и философия нашего народа, всегда завораживает. Народная артистка Узбекистана, кавалер орденов "Буюк хизматлари учун" и "Эл-юрт хурмати", непревзойденная исполнительница классики не раз покоряла самые престижные концертные залы мира. Певица получила высокую оценку международных музыкальных критиков, о чем говорит престижная награда "BBC Radio 3 for World Music Awards".
Можно без преувеличения сказать: Муножат Юлчиева - одна из самых ярких звезд нашей традиционной музыки. Она широко известна и за пределами родины.
Ее уникальный глубокий голос с красивым тембром, выразительная мощная энергетика, артистичность и природное обаяние приводят в восторг публику во Франции и Англии, США и Японии. Каждое выступление артистки позволяет зрителю погрузиться в чарующую атмосферу древнего Востока. Для тысяч слушателей она стала олицетворением музыкального искусства Узбекистана.
Певица и ее ансамбль исполняют макомы на лирику классиков и современников - Навои, Машраба, Физули, Хазини и других. Это сложнейший жанр вокального искусства. Чтобы их исполнять, надо владеть техникой дыхания, уметь управлять диафрагмой, направлять воздух. А еще - знать, о чем поешь. Вкладывать в это всю душу. Ведь газели классиков порой сложно понять даже тем, кто в совершенстве знает узбекский.
- Моим учителем и наставником стал Шавкат Мирзаев - сын знаменитого музыканта и композитора Мухаммаджона Мирзаева, который в 23 года купил у канатоходца по имени Мамат Охун разбитый рубаб, восстановил инструмент и впервые ввел его в ансамбль. Так началась история "ташкентского рубаба", - делится Муножат Юлчиева. - Шавкат-ака играл в коллективе отца уже подростком. Они выступали совместно с такими легендарными мастерами узбекского вокального искусства, как Джурахон Султанов и Мамурджан Узаков. Многому у них научился - сочинять мелодии, составлять концертные программы.
Окончание статьи читайте на Портале pv.uz
Подписывайтесь на наш Telegram-канал - @pvouz.