Анализ ЦА сайта актуален на разных этапах работы с веб-сайтом: от формирования дизайна и наполнения контентом до будущего СЕО-продвижения или разработки рекламной кампании. Причем практически любая маркетинговая стратегия подразумевает проработку целевой аудитории, и касается это не только онлайн-проектов. Способов сбора данных, моделирования поведения и тестирования новых продуктов сегодня существует много. Однако все они так или иначе основаны на классических принципах.
Просто говоря, целевая аудитория (ЦА) — люди, которых с большой вероятностью заинтересует ваш товар или услуга. Выделить такие группы людей помогают социально-демографические показатели, уточнение интересов и необходимость решения конкретных задач.
Чтобы определить свою целевую аудиторию, достаточно действовать по предложенному нами плану:
- Определите ваши цели. Возможно, вы хотите подобрать ца для уже работающего бизнеса, а, может быть, вы только планируете запуск проекта. Или необходимо уточнить аудиторию для одного из продуктов?
- Уточните, кому вы хотите продавать — конечному потребителю, посреднику или другому бизнесу.
- Аватар клиента. Выделите несколько портретов потенциальных покупателей. Кто они? При описании обратите внимание не только на описание социально-демографических показателей (пол, возраст, семейное положение, место работы), но и на то, как человек решает свою задачу при помощи вашего товара или услуги.
- Найдите точки соприкосновения. Где и как вы будете взаимодействовать со своей целевой аудиторией? Возможно, через органическую выдачу, например, с помощью баннерной рекламы и социальных сетей.
Целевая аудитория сайта и взаимодействие с ней с математической точностью. Актуальность сведений
Не стоит строить работу с ЦА исключительно на обобщенных показателях. Если внедрить знания об аудитории в продвижение в неподходящее время, можно решить, что данные собраны неверно и реклама не работает. Поэтому после составления клиентских аватаров важно обратить внимание на спрос. Изучить его совсем несложно, пользуясь доступными инструментами.
Немаловажные показатели – сезонность и тренды. При помощи инструментов Яндекс.Wordstat и Google Trends получится отследить, какие именно запросы актуальны данный в момент. Это важно и для составления контент-планов, и для выполнения работ по продвижению. Почему сейчас не покупают, например, утюги? Возможно, кто-то создал инфоповод вокруг отпаривателя. Важно также понимать, что тренды, которые были востребованы месяц или год назад, сегодня уже не покажут былой эффективности.
Изучение сезонности помогает предугадывать востребованность продвигаемого продукта или услуги в относительно долгосрочной перспективе. Самые сезонные товары — лыжи, кондиционеры, шубы.
К слову, Вордстат от Яндекса полезен еще и возможностью узнать, как именно аудитория ищет интересующий контент. В частности речь идет о формулировках поисковых запросов, сопутстствующих запросах, графиках изменения спроса.
Как правильно проверить знания о целевой аудитории
Сделать сведения о целевой аудитории структурированными и доступными для специалистов разного уровня позволят некоторые сервисы:
- Яндекс.Взгляд – средство для обширного анализа аудитории сразу по нескольким показателям, используется мнение около 50 млн. человек, в основе лежат краткие опросники;
- Google Data Studio – дашборд для визуализации и удобного распределения сведений, синхронизация с Google Docs позволит организовать единый массив данных и распределить уровни доступа между сотрудниками, участвующими в анализе ЦА.
- Сервисы для парсинга аудиторий (Церебро, Target Hunter и другие)
Проверка информации из сторонних источников необходима. Но, несмотря на многочисленные аргументы в пользу применения аналитических систем, доверять им полностью нельзя. Машинное обучение и искусственный интеллект значительно облегчают работу маркетологов, однако надо помнить – идеально отлаженные машины допускают ошибки, если запросить неверные начальные параметры (наши представления о реальной аудитории)