Найти тему
ИСТОРИЯ КИНО

9 1/2 НЕДЕЛЬ / 9 1/2 WEEKS. США, 1986

Подписывайтесь на наш канал "История кино", перепосты в соцсетях тоже приветствуются!

С. Кудрявцев весьма сурово отнесся к этой, по его мнению, эпигонской ленте: "Откровенно позаимствовав основной сюжетный ход из "Последнего танго в Париже", Э.Лайн "пересказал" его вульгарным языком "массового кинематографа".

В самом деле, сходство со знаменитым фильмом Бертолуччи очевидно. Однако обвинять Лайна в эпигонстве, на мой взгляд, не стоит. Основные сюжетные ходы многих классических произведений искусства тоже не блещут оригинальностью и заимствованы из античных и фольклорных источников. А уж любовная тема борьбы мужского и женского начал только в кинематографе встречалось несчетное число раз.

Разумеется, "9 1/2 недель" не претендует на глубокие философские размышления, ограничиваясь интимной сферой человеческих чувств.

Развивая найденные во "Флешдансе"(1983) приемы, Лайн на сей раз отказывается от условности мюзикла. Между тем пластика движений героев "9 1/2 недель" - не что иное, как завуалированная хореография. Все здесь подчиняется причудливому музыкальному рисунку.

Отношения между главной героиней и ее загадочным поклонником основаны на взаимных провокациях, искушениях и садомазохизме.

И здесь Микки Рурк хорош в своей обятельной двойственности и непредсказуемости. Да и Бэйсинджер нашла для своей роли оригинальное творческое решение, основанное на хореографических мотивах.

Ее героиня, полюбившая загадочного незнакомца (М.Рурк), исключительно пластична, чувственна, удивительно раскованна.

Эстетика клипа удачно совпала с прежними увлечениями и профессиями актрисы, и она оказалась в своей стихии. волнующие перепады эмоциональных состояний, сплетений рук и тел. Изысканные ракурсы и цветовые гаммы...

Все это создает стильную атмосферу "9 1/2 недель" - коктейля сказочных мотивов (к примеру, из "Синей Бороды") и отсылок к шедеврам французской "новой волны".

Лайн не скрывает цитатности своей картины. Любовная сцена на кухне у холодильника, набитого всяческими деликатесами, решена в манере броской телерекламы гастрономических новинок.

Вот алый сироп, растекается по красивому лицу К.Бейсинджер. А вот кристаллы льда тают на ее груди...

Однако все это вовсе не мешает Лайну и его актерам сохранять психологическую убедительность, лиризм и пряную эротику этой сцены.

Увы, во второй половине фильму, по-моему, не хватает дыхания...

Александр Федоров, 1991

P.S. Подробно о творчестве зарубежных кинозвезд и режиссеров можно прочесть в моей монографии: "Западный экран:авторы и звезды (записки из прошлого века)" (книга вышла уже несколькими изданиями, начиная с 2011 года), которая есть в сети (а pdf) в свободном доступе...