Подписывайтесь на наш канал "История кино", перепосты в соцсетях тоже приветствуются!
Клоду Зиди ("Чудовище", "Банзай", "Откройте, полиция!") в нашем официальном кинопрокате необыкновенно повезло - на экранах с успехом демонстрировалось около десятка его фильмов. Для сравнения: из 15 фильмов Р. Брессона до наших кинозалов добрался лишь один, из 17 картин А. Рене - только две. Немногим больше из 70 (!) фильмов К.Шаброля. И ни одной работы таких знаменитых мастеров французского экрана, как Ж.-Л. Годар, А. Варда или М. Дюрас.
Впрочем, чего удивляться - в отличие от своих "элитарных коллег" К. Зиди всю свою режиссерскую карьеру снимает комедии с участием крупнейших европейских звезд - П.Ришара, Дж.Биркин, Л.де Фюнеса, А.Жирардо, Ж.-П.Бельмондо, Ж.Депардье, Ф.Нуаре и др.
Правда, начиналось всё это в 1960-х годах с фильмов "авторского кино". Около десятка лет Клод Зиди был ассистентом знаменитого оператора Жана Рабье (в картинах Клода Шаброля) и Жака Робена (в фильмах Жака Риветта). В 1970 году Зиди был главным оператором в фильме М.Драша "Элиза, или Настоящая жизнь".
Казалось бы, для К.Зиди открывается перспектива препратиться в одного из уважаемых мэтров европейской операторской школы.
Но встреча с эстрадно-комической группой "Шарло" неожиданно изменила его творческую судьбу.
Начиная с 1971 года Клод Зиди делает с ними серию эксцентрических комедий ("Новобранцы идут на войну" и др.). Грубоватый и незатейливый в своих гэгах юмор этих лент имел большой зрительский успех, что вызвало множество продолжений и подражаний.
Фантастическая комедия "Астерикс и Обелиск" выдержана в примерно том же духе. Римские завоеватели во главе с императором Цезарем вознамерились поработить жителей французской деревни. Да ни тут то было!..
Сочетая грубые балаганные приемы с элементами "фэгтэзи", Клод Зиди поставил один из самых кассовых европейских хитов 1999 года.
Увы, художественный результат этого опуса, на мой взгляд, удачей назвать трудно...
Александр Федоров, 2000