Необходимо ли обеспечивать снятие и сохранность торфа для последующей рекультивации земельного участка после прекращения его использования?
Отвечает юрист Центра Локтюшов Станислав:
В соответствии с пунктом 10 Основных положений о рекультивации земель, снятии, сохранении и рациональном использовании плодородного слоя почвы (утв. Приказом Минприроды РФ № 525, Роскомзема № 67 от 22 декабря 1995 года) (утратили силу с 20 января 2019 года) юридическим и физическим лицам, проводящим работы по добыче полезных ископаемых, промышленному, гражданскому, водохозяйственному и иному строительству, следует обеспечивать сохранность залежей торфа или осуществлять в установленном порядке их разработку и использование для повышения плодородия почв, если проводимые работы могут привести к порче и уничтожению торфа.
На основании изложенного, до 20 января 2019 года лица, проводящие работы по добыче полезных ископаемых, промышленному, гражданскому, водохозяйственному и иному строительству, были обязаны обеспечивать
- сохранность залежей торфа;
- если проводимые работы могут привести к порче и уничтожению торфа осуществлять их разработку и использование для повышения плодородия почв.
После 20 января 2019 года при решении вопроса о снятии торфа необходимо исходить из следующего.
В соответствии с абзацем 2 статьи 1 Федерального закона от 10 января 2002 года № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» (далее – ФЗ «Об охране окружающей среды») компоненты природной среды – земля, недра, почвы, поверхностные и подземные воды, атмосферный воздух, растительный, животный мир и иные организмы, а также озоновый слой атмосферы и околоземное космическое пространство, обеспечивающие в совокупности благоприятные условия для существования жизни на Земле.
Согласно статье 4 указанного Федерального закона объектами охраны окружающей среды от загрязнения, истощения, деградации, порчи, уничтожения и иного негативного воздействия хозяйственной и (или) иной деятельности являются компоненты природной среды, природные объекты и природные комплексы.
В соответствии с абзацем 1, 8 статьи 42 Земельного кодекса Российской Федерации от 25 октября 2001 года № 136-ФЗ собственники земельных участков и лица, не являющиеся собственниками земельных участков, обязаны в числе прочего не допускать загрязнение, истощение, деградацию, порчу, уничтожение земель и почв и иное негативное воздействие на земли и почвы.
В соответствии со статьей 75 ФЗ «Об охране окружающей среды» за нарушение законодательства в области охраны окружающей среды устанавливается имущественная, дисциплинарная, административная и уголовная ответственность в соответствии с законодательством.
Согласно пункту 1 статьи 77 ФЗ «Об охране окружающей среды» юридические и физические лица, причинившие вред окружающей среде в результате ее загрязнения, истощения, порчи, уничтожения, нерационального использования природных ресурсов, деградации и разрушения естественных экологических систем, природных комплексов и природных ландшафтов и иного нарушения законодательства в области охраны окружающей среды, обязаны возместить его в полном объеме в соответствии с законодательством.
В соответствии с пунктом 1 статьи 78 указанного Федерального закона компенсация вреда окружающей среде, причиненного нарушением законодательства в области охраны окружающей среды, осуществляется добровольно либо по решению суда или арбитражного суда.
При этом определение размера вреда окружающей среде, причиненного нарушением законодательства в области охраны окружающей среды, осуществляется исходя из фактических затрат на восстановление нарушенного состояния окружающей среды, с учетом понесенных убытков, в том числе упущенной выгоды, а также в соответствии с проектами рекультивационных и иных восстановительных работ, при их отсутствии в соответствии с таксами и методиками исчисления размера вреда окружающей среде, утвержденными органами исполнительной власти, осуществляющими государственное управление в области охраны окружающей среды.
На основании изложенного, организация может быть привлечена к имущественной, административной ответственности согласно действующему законодательству в случае причинения вреда почвам как компоненту природной среды.
Согласно части 5 статьи 13 Земельного кодекса РФ лица, деятельность которых привела к ухудшению качества земель (в том числе в результате их загрязнения, нарушения почвенного слоя), обязаны обеспечить их рекультивацию. Рекультивация земель представляет собой мероприятия по предотвращению деградации земель и (или) восстановлению их плодородия посредством приведения земель в состояние, пригодное для их использования в соответствии с целевым назначением и разрешенным использованием, в том числе путем устранения последствий загрязнения почв, восстановления плодородного слоя почвы, создания защитных лесных насаждений.
В соответствии с пунктом 2 Правил проведения рекультивации и консервации земель (утв. Постановлением Правительства РФ от 10 июля 2018 года № 800) понятия, используемые в настоящих Правилах, означают следующее:
- «деградация земель» – ухудшение качества земель в результате негативного воздействия хозяйственной и (или) иной деятельности, природных и (или) антропогенных факторов;
- «нарушенные земли» – земли, деградация которых привела к невозможности их использования в соответствии с целевым назначением и разрешенным использованием;
- «рекультивация земель» – мероприятия по предотвращению деградации земель и (или) восстановлению их плодородия посредством приведения земель в состояние, пригодное для их использования в соответствии с целевым назначением и разрешенным использованием, в том числе путем устранения последствий загрязнения почвы, восстановления плодородного слоя почвы и создания защитных лесных насаждений.
Согласно пункту 8 Правил рекультивация земель, консервация земель осуществляются в соответствии с утвержденными проектом рекультивации земель, проектом консервации земель путем проведения технических и (или) биологических мероприятий.
Технические мероприятия могут предусматривать планировку, формирование откосов, снятие поверхностного слоя почвы, нанесение плодородного слоя почвы, устройство гидротехнических и мелиоративных сооружений, захоронение токсичных вскрышных пород, возведение ограждений, а также проведение других работ, создающих необходимые условия для предотвращения деградации земель, негативного воздействия нарушенных земель на окружающую среду, дальнейшего использования земель по целевому назначению и разрешенному использованию и (или) проведения биологических мероприятий.
Биологические мероприятия включают комплекс агротехнических и фитомелиоративных мероприятий, направленных на улучшение агрофизических, агрохимических, биохимических и других свойств почвы.
В соответствии с пунктом 2.63 ГОСТ Р 58330.2-2018. Национальный стандарт Российской Федерации. Мелиорация. Виды мелиоративных мероприятий и работ. Классификация (утв. и введен в действие Приказом Росстандарта от 25 декабря 2018 года № 1143-ст) (вступает в силу с 1 июля 2019 года) органование почв: Мелиоративное мероприятие, обеспечивающее улучшение физико-химических свойств (повышение плодородия) органобедных почв внесением в них органосодержащих почв (торфа или сапропеля).
На основании изложенного, лица, деятельность которых привела к ухудшению качества земель (в том числе в результате их загрязнения, нарушения почвенного слоя), обязаны обеспечить их рекультивацию.
При этом рекультивация земель осуществляется путем проведения технических и (или) биологических мероприятий.
Технические мероприятия могут нанесение плодородного слоя почвы.
Биологические мероприятия включают комплекс агротехнических и фитомелиоративных мероприятий, направленных на улучшение агрофизических, агрохимических, биохимических и других свойств почвы.
При этом внесение торфа обеспечивающее улучшение физико-химических свойств (повышение плодородия) почв.
Таким образом, торф может быть использован как рамках технических мероприятий, так и в рамках биологических мероприятий при проведении рекультивации.
В связи с изложенным, целесообразно обеспечить снятие и сохранность торфа для последующей рекультивации земельного участка после прекращения его использования.