Найти тему
Прагматика

Эволюция проходимцев

Оглавление

Летом тянет на приключения, чтобы заехать куда-нибудь подальше, например, на мыс Тарханкут в Крыму. Но при этом и выехать также лихо и без проблем. От чего зависит проходимость автомобиля? Можно ли рвануть загород и при этом не покупать/не оборудовать специально созданную для этого машину? Стоит ли заглядываться на кроссовер или есть еще варианты? Почему настоящие внедорожники вымерли как класс?

Мыс Тарханкут - одно из самых удивительных и красивых в Крыму. Пыльная грунтовка усыпана острыми обломками камней и  нешуточными выбоинами. Но , преодолеть этот "ад для подвески" стоит. Впечатления  незабываемые!
Мыс Тарханкут - одно из самых удивительных и красивых в Крыму. Пыльная грунтовка усыпана острыми обломками камней и нешуточными выбоинами. Но , преодолеть этот "ад для подвески" стоит. Впечатления незабываемые!

Лирическое вступление

Европейцы любят маленькие компактные машинки. Чтобы легко парковаться и экономить топливо. Каждый раз, влетая колесом в яму на каком-нибудь оживленном проспекте нашего города, или паркуясь в снежную кашу, или рассекая волну в колеях на КАД после ливня, мы вспоминаем о том, что в нашей стране внедорожником должен быть каждый автомобиль. Наверное, «адаптирован к российским дорогам» - об этом. Давайте разберемся, что позволяет обычным легковым автомобилям стать более приспособленными к реальности. Только сразу договоримся, что речь пойдет:

1) об авто серийного производства, доступных для покупки в обычных автосалонах, а не чудо-технике, в которую их превращают некоторые талантливые наши соотечественники – участники соревнований внедорожников;

2) о бюджетных автомобилях, чья стоимость все-таки меньше стоимости квартиры (даже студии 😉).

Мы – о том, что для всех и на каждый день.

Существует ли легковой автомобиль повышенной проходимости?

Проходимость - способность транспортного средства передвигаться по дорогам низкого качества и вне дорожной сети, а также — преодолевать искусственные и естественные препятствия без привлечения вспомогательных средств. Это самое распространенное определение по нашей теме из «Военной энциклопедии» П.С. Грачева.

Транспортные средства принято делить на машины обычной, повышенной и высокой проходимости. К последней категории ни один легковой автомобиль в заводском серийном исполнении не тянет. Сюда относится гусеничная и специально оснащенная полноприводная техника.

В категорию повышенной проходимости попадают полноприводные авто, оснащенные блокировкой дифференциала, шинами с широким профилем и возможностью регулировки давления в них, с более прочной рамой и кузовом, а также усиленной подвеской. В заводском исполнении – это, в основном, специальные военные автомобили.

Так что не будем лукавить: сегодня, согласно официальной классификации, все, что мы видим в дилерских центрах, является техникой с обычной проходимостью. Тем не менее, даже начинающий автолюбитель осознает, что ассортимент трасс, где можно проехать на «Ниве» или так называемых «кроссоверах», значительно шире, чем асфальтированные городские улицы.

Основные внедорожные качества

Какие характеристики позволяют автомобилям гордо выделять себя среди менее приспособленных к плохим дорогам собратьев?

Дорожный просвет (клиренс)

Расстояние от самой низкой части автомобиля до поверхности земли у большинства кроссоверов колеблется вокруг цифры 200 мм.

Дополнительная установка защиты элементов днища, фаркопа, порогов, подножки, накладок на бампера и пр., могут уменьшить дорожный просвет.

Дорожный просвет многие производители указывают без нагрузки и для штатных колес. Немного увеличить просвет можно путем установки колес большего диаметра, но эта процедура может потребовать технического вмешательства в штатную конструкцию автомобиля.

Углы свеса (угол съезда и угол въезда)

Эти показатели определяют крутизну склона, на который и с которого автомобиль может въехать/съехать, не задев его.

-2

Угол рампы

Этот параметр также называют углом продольной проходимости или углом переката. Он определяет… давайте перейдем к простым и понятным каждому примерам: зацепитесь ли вы днищем при парковке передними колесами на поребрике.

-3

Привод

Раз уж договорились рассматривать только бюджетные варианты, то скажем прямо, полноприводных среди них практически нет.

Популярные сегодня кроссоверы в более-менее доступной ценовой категории снабжены подключаемыми через межосевую муфту задними колесами. Но стоит ли платить за «видимость», если в реальности и обычные 2х2 обладают теми же способностями?

Уникальный случай – знаменитая «Нива», которая нынче зовется LADA 4х4. Она снабжена постоянным полным приводом с блокируемым межосевым дифференциалом. Зарубежные «коллеги» нашей старушки с аналогичным приводом по своей стоимости переваливают за несколько миллионов.

Остановимся на том, что, если не брать во внимание рекламные уловки про покорение вершин на «паркетниках», можно отлично съездить за приключениями и без полного привода.

Средний класс отсутствует… но ехать надо!

Кандидатов на то, чтобы отвезти Вас на отдых и каждый день преодолевать испытания городских ям и поребриков, стоимостью до 1 миллиона рублей не так уж и много. Интересно, что лучшие показатели дорожного просвета при минимальной стоимости авто - у отечественных LADA. Даже рядовой седан LADA Vesta имеет 203 мм! Причем данные приведены для снаряженных автомобилей. Заслуживает внимания вариация KIA Rio под названием X-Line, которая немного дороже LADA.

-4

Следующие претенденты на Ваше внимание это кроссоверы, однако, их стоимость уходит в значительный отрыв и все-таки вылезает за миллион. Обещанный клиренс у Renault и Nissan есть только у полноприводных версий и указан БЕЗ снаряженной массы.

-5

А вообще, самый бюджетный и эстетичный вариант, у которого максимальный дорожный просвет, полный привод, система курсовой устойчивости в базовой комплектации, а также экологически чистая топливная система – это, господа… лошадь!

И все же... не отказывайтесь от мечты! Вам покорятся все дороги, было бы желание ;)

Еще больше интересных статей в нашем блоге