Найти тему

«Фальшивомонетчик», «Фальсификатор» или «Кузнец»? Як-38.

Именно так можно перевести кодовое обозначение советского палубного штурмовика Як-38, по классификации НАТО - "Forger-A". Як-38 (заводское обозначение: изделие 86)- первый в СССР серийный самолёт вертикального взлёта и посадки. Самолет явился техническим развитием опытного самолета Як-36. Данный экземпляр установлен в качестве памятника на территории АРЗ в г.Евпатория. На момент съемки самолет находился в стадии косметического ремонта, с него снимали старую покраску.

Подробная история этого самолета не известна, разве что выпущен он был в Саратове в 1980 году и на нем был нанесен бортовой номер 55 "желтый".

-2

У данного самолета складывающиеся крылья, для более компактного расположения на палубе корабля.

-3

Самолет предназначен для взлета и посадки с места, по "вертолетному", но также были отработаны взлет и посадка с коротким пробегом. Оновная стойка шасси.

-4

Самолет оснащен тремя силовыми установками: одним подъемно-маршевым двигателем Р-28 и двумя подъемными двигателями РД-38. На фото видно воздухозаборник ПМД Р-28.

-5
Кабина одноместная.
Кабина одноместная.

Пилотирование самолета достаточно сложное и максимально автоматизировано.

-7

Система управления самолетом наряду с обычными органами аэродинамического управления, включает отдельную систему реактивного управления, струйные рули которой расположены в носовой и хвостовой частях фюзеляжа и в законцовках крыла.

-8

Пилотажно-навигационное, прицельное, радио- и радиоэлектронное оборудование обеспечивает решение боевых задач днем в простых и сложных метеоусловиях при наземном и корабельном базировании.

-9

Система спасения Як-38 не имеет аналогов в мировой практике. Ввиду того, что на режимах вертикального взлета или посадки аварийная ситуация может развиваться практически мгновенно, то для гарантированного спасения летчика самолет оснащен системой принудительного катапультирования СК-3М.

-10

В систему спасения входит:

  • катапультное кресло К-36ВМ с носимым  аварийным запасом, обеспечивающее спасение летчика при нулевых значениях скорости и высоты;
  • механизм сброса левой руки летчика с РУД;
  • пиромеханическую систему аварийного сброса откидной части фонаря;
  • спецснаряжение летчика (высотный морской спасательный костюм ВМСК-4 и ЗШ-5А).
-11

В отличии от большинства подобных памятников, кабина этого самолета комплектная.

-12

Исполнительная команда на катапультирование вырабатывается при достижении самолетом определенных углов крена, пикирования, кабрирования, а также при сочетании по знаку определенных величин углов и угловых скоростей крена, пикирования и кабрирования самолета.

-13

За кабиной летчика видна поднимающаяся створка отсека подъемных двигателей.

-14

На фото нерегулируемое реактивное сопло ПМД.

-15

На нижней поверхности крыла еще сохранилась оригинальная покраска.

-16

Его коллега в Балаклаве (Севастополь). В нижней части фюзеляжа, за створками передней стойки шасси, открыты створки сопла подъемных двигателей.

-17

Заключительные фото с просторов интернета, автор мне к сожалению не известен. Як-38 во времена службы в ВМФ СССР.

-18

На фото видны открытые створки отсека ПД.

-19

При написании использовалась информация сайта: http://www.airwar.ru