Найти тему

Мосты Тбилиси. Прогулка по Мтквари.

Река Кура - это самая крупная река в Закавказье. Ее грузинское название – Мктвари – означает «хорошая вода» или по-менгрельски – «река, прогрызающая себе путь в горах». Тбилиси расположен по обеим сторонам этой большой реки, и его районы соединяются несколькими мостами. Мост – это не только оригинальная инженерная конструкция, но и история самого города, его жителей и тот неповторимый градообразующий облик, который делает Тбилиси непохожим на другие города. Сегодняшнее мое путешествие будет по тбилисским мостам. Самым старым из них считается Метехский мост, получивший свое название от района Метехи. Переправа через реку в этом месте существовала с основания города. Точное время постройки моста не известно, но в исторических хрониках XIII века есть эпизод, связанный с Метехским мостом. При нашествии в 1227 году на город хорезмшаха Джелал ад-Дин Мангуберди из тбилисского Сионского храма были вынесены иконы Богородицы и Спасителя и разложены на этом мосту, а горожан заставляли пройти по ним. 100 тысяч жителей города, отказавшихся выполнить этот приказ захватчиков, были обезглавлены и сброшены с моста в реку. В 2014 году Метехский мост был переименован в мост 100 тысяч святых мучеников, а день их памяти православная церковь ежегодно отмечает 13 ноября. Продолжительно время это был единственный мост в городе и, соответственно являлся важным стратегическим объектом. Этим было обусловлено возведение моста из деревянных конструкций – при необходимости его можно было легко разобрать и восстановить.

В 1805 году рядом с восстановленным после очередного разрушения Метехским мостом был построен еще один деревянный однопролетный мост – Авлабарский. Оба моста просуществовали рядом до 1870 года, когда они были перестроены по проектам английского и немецких инженеров с применением металлических конструкций. В 1951 году Метехский и Авлабарский мосты были демонтированы, и на их месте был возведен новый мост из железобетонных конструкций по проекту архитектора С. Демчинели и инженера Г. Чомахидзе. Это двухпролетный арочный мост. Длина арки в русле реки составляет 43 м, в месте проезда автотранспорта – 25,6 м. На мосту предусмотрено движение для пешеходов и автотранспорта. При благоустройстве прилегающих территорий были снесены исторические городские постройки, в числе которых была шиитская мечеть Шах-Аббаса, построенная 1522 году, храм Константина и Елены, а также торговые и складские здания.

-2

Выше по течению реки расположен пешеходный мост Мира, ставший одним из символов Тбилиси и его достопримечательностью. Этот самый «молодой» мост был построен по проекту итальянского архитектора Микеле де Лукки в 2010 году. Общая длина моста составляет 156 м, а его ширина – 5 м (пешеходная зона – около двух метров). Необычная форма покрытия моста, выполненная из множества стеклянных панелей по металлическому каркасу, оснащена 30 тысячами точечных светильников и LD-прожекторами, которые в вечернее время каждый час передают сообщения азбукой Морзе. В этих сообщениях содержатся названия элементов таблицы Менделеева, содержащиеся в человеческом теле. Идея заключается в объединении всех людей в одно целое, подобно объединению разных элементов в теле человека. Это сообщение является своего рода гимном миру. Отсюда и название моста. Автором «светового шоу» является французский дизайнер Филипп Мартино. Металлическая конструкция моста, имеющая четыре опоры, оставляет восьмиметровую высоту над поверхностью воды для прохода речного транспорта. Мост Мира – это бесспорно яркое явление в современной архитектуре Тбилиси.

-3
-4

Следующий мост на моем пути – мост Бараташвили. До него на этом месте в 1911 году был сооружен однопролетный металлический мост, называвшийся Мухранским по прилегающему району на правом берегу Куры. Мост имел интересную арочную конструкцию, по нему ездили трамваи, автотранспорт и было предусмотрено пешеходное движение.

-5

Но в 1963-66 годах Мухранский мост был демонтирован и на его месте построен новый трехпролетный мост из железобетонных конструкций по проекту инженера Г. Карцивадзе и архитекторов Ш. Кавлашвили и В. Куртишвили, чей проект на Всесоюзном смотре архитектурных достижений был удостоен 3-й премии. Мост является типичным образцом для 1960-х годов. Центральный пролет моста перекрывает русло реки, два боковых пролета выполнены над проездами автотранспорта. Общая длина моста составляет 150 м, ширина 26 м. Для пешеходов предусмотрено движение по мосту и под ним. В 2008 году на мосту были установлены бронзовые скульптуры под общим названием «Молодость», автором которых является Г. Джапаридзе.

-6

Свое название мост получил по имени рано умершего грузинского поэта-романтика XIX века Н. Бараташвили. Пешеходный переход под мостом интересен открытыми террасами, с которых открывается вид на реку, и стрит-артом на стенах перехода.

-7
-8
-9
-10

Движение выше по течению реки приводит меня к Саарбрюкенскому мосту, получившему свое название в 1994 году в честь города-побратима Тбилиси немецкого города Саарбрюккена. Это был первый каменный мост через Куру. Проект итальянского архитектора Д. Скудьери 1847 года предусматривал строительство каменного трехпролетного моста. Строительство моста продвигалось медленно, и к 1850 году были возведены только основания береговых устоев. В 1851 году в проект были внесены изменения (количество пролетов увеличилось до пяти), и в 1853 году состоялось открытие моста. С 1854 года мост назывался Воронцовским по имени кавказского наместника М. Воронцова.

-11

В 1962 году была проведена реконструкция моста с расширением существующих опор и устройством дополнительных железобетонных сводов. Это позволило увеличить ширину моста с 11 м до 26 м. Тогда же мост переименовали в мост Карла Маркса.

-12

В XIX веке Кура (Мтквари) имела несколько рукавов, между которыми иногда образовывались острова. Один из таких островов располагался в непосредственной близости от строящегося тогда Воронцовского моста, одна часть которого соединяла левый берег реки и остров, другая – остров и правый берег реки. Со временем река обмельчала, и ее рукав осушили, мост же в этом месте остался. Этот мост горожане стали называть Сухим. Сегодня это место стало известно тем, что на Сухом мосту расположен Блошиный рынок под открытым небом. Это очень колоритное и интересное место. Здесь можно увидеть и купить не только антикварные и винтажные вещи, но и современные работы грузинских мастеров и художников.

-13
-14
-15

Это не все мосты Тбилиси. Продолжение следует.