Найти тему
Дневники Зеленого края

Симфония серебряных нитей. О благородном северном искусстве.

Благородное искусство ювелирной скани существует на Руси с незапамятных времен. Предметы, исполненные в этой технике, нередко находят при раскопках разных культурных слоев во всех исторических центрах нашей страны: Владимире, Москве и Великом Новгороде. Особенно много сканных, или как ещё говорят, филигранных мастерских было в Москве.

-2

Златоглавая любила блеск и роскошь. В 16 веке изысканные витые изделия имелись во всех благородных московских домах. Но в эпоху Петра многие известные мастера переехали в более денежную Северную Столицу. Промысел постепенно пришел в упадок. В полной мере он возродился только через два века, в небольшом поселке Красное, на берегу Волги, под Костромой.

Село Красное. 1910 год.
Село Красное. 1910 год.
Скань - это ажурный узор из тонкой ювелирной проволоки, гладкой или свитой в металлические косички. Слово «скань» происходит от древнерусского «скать» - скручивать. Другое название этой техники - «филигрань». Скань изготавливают из так называемых чистых металлов: золота, серебра и меди. Это один из самых древних и при этом сложных ювелирных промыслов.
-4

Никто уже не знает, когда именно в Красном зародился ювелирный промысел. Доподлинно известно, что случилось это очень давно. Даже старинное название места, вопреки российскому обыкновению, не дань памяти революционным событиям.

-5

Красными, или в переводе со старославянского - красивыми, часто называли тонкие ювелирные работы волжских мастеров. Конечно, далеко не вся местная продукция была эталоном изящества и качества. Но традиции, заложенные ещё в раннем Средневековье, поддерживались здесь во все времена. И каждое поколение мастеров давало своих самородков и виртуозов ювелирного дела.

-6

Основное ремесло местных мужчин не менялось столетиями. Больше того, к началу нового времени им были охвачены все окрестные деревни. В ревизских записях середины 19 века говорится, что в Красном более 800 дворов заняты злато- и среброкузнечеством. А само место прозвали ещё и Звонким. Звуки небольших молотков по золоту и серебру не смолкали здесь от зари, до зари.

-7

Во второй половине девятнадцатого века на каждой ярмарке Империи, от Кяхты, до самой Варшавы, ювелиры из Красного образовывали целые ремесленные кварталы. Массовое производство было рассчитано на публику попроще. А скань от больших мастеров покупали знать, музеи и даже коронованные особы.

-8

Филигранным искусством в те годы занимались лишь избранные красносельские умельцы. И причина здесь проста. Промысел был чрезвычайно трудоемким и затратным. Только ограниченный круг людей в Империи мог позволить себе ажурную ювелирную вещицу, на которую уходило на порядок больше времени, чем на обычную брошь или колечко.

-9

Уже в первые годы двадцатого века прикладное искусство в России пережило настоящий качественный скачок. Не осталось в стороне и Красное-на-Волге. Уровень качества продукции неизмеримо вырос. Теперь изделия с фирменным красносельским клеймом, в виде стилизованной птицы заняли целые витрины лучших ювелирных салонов обеих Столиц.

-10

Революция единым махом едва не разрушила промысел, существовавший не одну сотню лет. В истерзанной разрухой стране, где подлинные произведения искусства обменивали на хлеб и сахар, казалось бы, не было места ювелирным изыскам. Кустари, объединенные в артель, занимались всем подряд. От памятных и наградных знаков из жести, до банальных кованных гвоздей.

-11

Второе рождение промысла произошло в начале тридцатых, когда артельщики, наконец, смогли вернуться к своим исконным, любимым материалам: золоту, серебру и платине. Скань стала профильным промыслом предприятия.

-12
-13

Изголодавшиеся по прекрасному ювелиры вкладывали в свои творения весь свой талант и вдохновение. Витая драгоценная проволока приобретала порой такие причудливые формы, которых было не достичь ни литьем и никаким другим ювелирным способом. Золотые медали на Всемирных выставках в Париже и Нью-Йорке стали достойной оценкой творчества красносельских умельцев.

-14

В те годы сканный промысел предстал во всем своем разнообразии. От крохотных фигурок, чем-то напоминающих японские нэцке, до гигантских серебряных кубков, которыми удостаивались лучшие друзья Советского Союза и лидеры крупнейших мировых Держав .

-15
-16

Многие из этих работ во всех смыслах были шедеврами прикладного искусства. Одна из красносельских ваз, с вставками из ростовской финифти, украшает знаменитый Овальный кабинет в американском Белом Доме.

-17
В 1969 году статус бывшей Красносельской артели вырос до положения крупнейшего ювелирного завода в европейской части СССР. Более половины продукции фабрики шло на экспорт. Сегодня на фабрике трудится более шестисот человек. Несмотря на некоторый спад производства фабрика «Красносельский ювелирпром» остается одним из лидеров в России по производству изделий из серебра.

Место, в котором мы сегодня оказались - абсолютно уникально. Это единственный цех в России, а пожалуй, и в мире, где производится исключительно северная скань. Как и большинство народных промыслов, плетение скани – дело крайне консервативное. Современные технологии облегчили некоторые операции, которые раньше забирали львиную долю времени. Но в основе по-прежнему лежит ручной труд.

-18

Эскиз будущего изделия делают на бумаге, так называемых развертках, в натуральную величину. Для больших форм, вроде знаменитых на весь мир кубков, применяют ещё и объемные модели из гипса. Затем, по нарисованному орнаменту выкладывают и приклеивают контур будущего узора из толстой проволоки.

-19

На неё выкладывается и приклеиваются сканные узоры. Они состоят из целого ряда мелких деталей, в которых наблюдательный человек легко углядит традиционные для русских ремесел узоры. К примеру, знаменитый персидский огурчик.

-20

После того, как основной рисунок готов и спаян, к нему часто добавляют так называемую зернь. Мелкие серебряные и золотые шарики, которые привносят в изделие особую игру света. Некоторые большие вещи состоят из тысяч витых деталей, накрепко спаянных между собой.

-21

Почти готовое изделие нередко подвергают чернению. Окисленное серебро обретает благородные и необычайно красивые цвет и фактуру. Скань очень естественным образом объединяется с другими русскими промыслами. К примеру, со знаменитой ростовской финифтью. Так рождаются удивительные произведения, где ажурность и легкость сочетаются с глубоким художественным смыслом и богатой фантазией мастера.

-22

Старинное филигранное искусство знавало разные времена. Иногда казалось, что оно стоит на грани исчезновения, из-за исторических коллизий, или веяний моды. Но как всякое большое искусство, скань вновь и вновь привлекала подлинных мастеров своей пластикой, видимой легкостью и возможностью делать невероятные по красоте вещи.

-23
-24