Найти тему
Стакан молока

Муж жене отец, жена мужу венец

Из очерка "Русский обычай". О языческом и христианском в народной этике
Из очерка "Русский обычай". О языческом и христианском в народной этике

Множество мудрых и благолепных пословиц и поговорок породило русское любомудрие о супружестве, о муже и жене:

Дева русская: грудь лебедина, походка павлина, очи сокольи, брови собольи; взглянет, что огнем опалит, а слово молвит, рублем подарит;

Не заламывай рябинку не вызревшу; не сватай девку, не вызнавши;

Не спится, не лежится, все про милого грустится;

Запрягай дровню, ищи себе ровню;

Видели очи, что брали к ночи;

Не вздыхай тяжело, не отдам далеко: хоть за лыску, да близко;

Его невесты на том свете козлов пасут;

Кто на борзом коне жениться поскачет, тот скоро поплачет;

Падка коза до соли, а девка до воли;

Глупому мужу красная жена дороже красного яйца;

Как начнут рожь жать, тогда и баб людьми звать;

У хорошей жнеи снопочек як куколка, а у плохой як ворона;

Первая жена от Бога, вторая от человека, третья от черта;

От пожара, от потопа и от злой жены, Боже, сохрани;

Муж задурит, половина двора горит; а жена задурит, и весь сгорит;

Пригожая жена — лишняя сухота;

Мужнин грех за порогом остается, а жена грех домой несет;

Не выпрягчи-впрягчи, ни в ухабе сберегчи, ни от солнышка затулье, ни от дождя епанча (о худом муже или худой жене);

Хоть плох муженек, да затулье мое: завалюсь за него — не боюсь никого;

Не хвали жену телом, а хвали делом;

Птица крыльями сильна, жена мужем красна;

На что корова, была бы жена здорова;

Бил жену денечек, сам плакал годочек;

Жена, что лебедь-птица, вывела детей станицу (вереницу);

Не надобен и клад, коли у мужика с женой лад;

Знай, баба, свое кривое веретено;

Муж жене отец, жена мужу венец;

Не верь ветру в поле, а жене в воле; воля и добрую жену портит;

Не скот в скоте — коза, не зверь в зверях — еж, не рыба в рыбах — рак, не птица в птицах — нетопырь, не муж в мужьях, кем жена владеет;

Ночная кукушка (жена) денную (мужа) перекукует;

Жена ублажает — лихое замышляет; проводила мужа за овин — да и прощай, жидовин;

Мать плачет, что река льется; жена плачет, что ручей течет; невеста плачет — как роса падет: взойдет солнце — росу высушит; на вдовий двор хоть щепку брось, и за то Бог помилует.

Из подобных, образно изложенных примет и поговорок, можно составить многотомное собрание мудрых речений, но крестьянская поэзия воплотилась и в календарно-обрядовых песнях, и в сказах, и даже в шутках-прибаутках, заговорах, закличках, присловиях. Скажем, с Емельяна-перезимника (21 января), которого еще величали Емельян-накрути буран, в долгие зимние вечера сказывали сказки, побывальщины, прочие старины — отчего и поговорка: мели, Емеля, твоя неделя. Впрочем, бывало, и не с Емельяна, а с Покрова Божией Матери (14 октября) крестьяне, завершив осеннюю страду, собирались на долгие вечерние беседы, где и слушали сказителей. А у сказителей речь – золотая россыпь поэтических присловий…

Где вы, Петры и Павлы (12 июня), ночевали? В городу Ерусалиму, в Божьей церкви на престоле; ключи, замки обронили, нечем грешну душу пропустити: грешна душа согрешила, младенца в утробе потребила, всякими зельями заедала, всякими травами заливала; попала в тар-тары, в огонь горючей, попала в тар-тары, в смолу кипучу.

Пресвятая Богородица, почто рыба не ловится?.. Либо невод худ, либо нет ее тут.

Звал ячмень пшеничку: «Пойдем туда, где золото родится, мы там будем с тобой водиться». Пшеничка сказала: «У тебя, ячмень, длинен ус, да ум короток; зачем нам с золотом водиться, оно к нам и само привалится;

Июнь, в закорма дунь! Нет ли жита в углах забыта;

Рожь говорит: — Колошусь! А мужик: — Не нагляжусь!;

«Жаворонки, прилетите, студену зиму унесите, теплу весну принесите. Зима нам надоела, весь хлеб у нас поела!» пели дети на день Сорока мучеников.

По поднебесью, братцы, медведь летит: Медведь летит, хвостом вертит. Свинья на ели гнездо свила, гнездо свила, деток вывела, милых деточек, поросяточек. Поросятки по сучкам висят, по сучкам висят, полететь хотят.

«Федул, чего губы надул? «Кафтан прожег». «Велика ли дыра?». «Один ворот остался».

Сия любомудрая, краснопевная русская поэзия, что не сходила даже с заурядных крестьянских уст, а что уж говорить о сонме деревенских сказителей… Разве могли в темном, забитом деревенском люде родиться пословицы, подобные сей: своя воля страшнее неволи?! В четырех словах – великий богословский трактат о языческой воле, что на грани преступной вседозволенности, и христианской воле, где даже раб галерный в душе волен, ибо он лишь раб Божий... Пословица сия – воистину проповедь, достойная боговдохновенного священника...

Коли искусство русских крестьян, корни коего в арийском, скифском, древнеславянском прошлом, превзошло народное искусство европейских наций, то и профессиональное русское искусство превзошло, и не столь даже мастерством, сколь, опять же, божественным духом, что, опять же, почерпнуло в народно-православном поэтическом слове.

Думаю, после выше реченного толковать о темноте и дикости русских крестьян могут лишь холопы, за чечевичную похлебку, за тридцать сребреников нанятые князем тьмы, а чернокрылого падшего ангела испокон веку корежило от народного-православного русского духа.

Project: MolokoAuthor: Байбородин А. Продолжение следует

Книги автора здесь и здесь

Книга "Мы всё ещё русские" здесь