Подписывайтесь на наш канал "История кино", перепосты в соцсетях тоже приветствуются!
Не первый раз Дмитрий Астрахан ставит картину, безотказно действующую на зрительские чувства поколения сорокалетних.
В мелодраме "Ты у меня одна" /1993/ герою-неудачнику выпадал сказочный шанс изменить свою скучную жизнь и стать преуспевающим бизнесменом.
В фантастической ленте "Четвертая планета" таинственный марсианский разум отправляет русского астронавта Сергея в 1970-е, в провинциальный город его юности и первой любви.
В роковой вечер после выпускного школьного бала любимая Сергея была убита каким-то пьяным подонком.
И вот теперь Марс дает герою еще один шанс...
Используя сюжетную линию "Марсианских хроник" Брэдбери, Дмитрий Астрахан "коварно" и безошибочно апеллирует к нашей ностальгии и к неосуществимому желанию изменить свое прошлое, хоть на минуту оказаться во временах своей молодости.
При этом мир провинциальной России середины семидесятых воссоздается на экране в нескрываемо неряшливой стилистической манере: аляповатая цветовая гамма, весьма приблизительная в смысле точности бытовых деталей ретро, небрежный "кастинг" /25-летние актеры играют 17-летних/. Кроме того, практически все роли исполнены на уровне рядового телеплея.
Зачем? Почему?
Астрахана, одного из популярных в недавнем прошлом театральных режиссеров, а ныне известного кинематографиста, трудно заподозрить в элементарном непрофессионализме.
Подозреваю иное: во-первых, желание сымитировать на экране немудреный стиль среднего московского кино 1970-х, находившегося в вечном плену у низкого бюджета и допотопной технической экипировки, а во-вторых, если все, что видят вокруг себя Сергей и его друзья-астронавты, - фантомы, "вытащенные" из человеческой памяти и воспроизведенные Марсом, то почему они должны выглядеть безукоризненно точно?
Ведь и наша память частенько нас подводит, а тут - чужой и загадочный инопланетный интеллект...
Сам Астрахан , выбрав себе небольшую роль саксофониста в ресторанчике, словно подмигивает зрителям: дескать, не принимайте все это за чистую монету...
Впрочем, легкая пародийность и нехитрые комедийные повороты "Четвертой планеты" не отменяют вполне серьезных, хотя и не новых, размышлений автора о смысле контактов между цивилизациями, о ностальгии в контексте проблем Любви и Совести, о том , что "человеку нужен человек"...
А вот идеологический и политический антураж российской жизни 1970-х Дмитрий Астрахан, несмотря на очевидные соблазны /как в разоблачительном так и в комедийном аспектах/, эксплуатирует минимально.
И по-моему, это хорошо. Политика - вещь скоропортящаяся, а любовь и ностальгия - вечны.
Александр Федоров, 1996
Полные тексты моих книг о кино (бесплатное скачивание pdf, без регистрации и пароля) на сайте Гильдии киноведов и кинокритиков России - «Кинопресса» http://kinopressa.ru/library:
Западный мир на советском и российском экранах (1946-2016)
Отражения: Запад о России / Россия о Западе. Кинообразы стран и людей
Трансформации образа России на западном экране: от эпохи идеологической конфронтации (1946-1991) до современного этапа (1992-2015).
Эволюция образа Белого движения в отечественном и зарубежном игровом кинематографе звукового периода.
Западный экран: авторы и звезды (записки из прошлого века)"
Школа и вуз в зеркале кинематографа западных стран
Школа и вуз в зеркале советского и российского кинематографа
Школа и вуз в зеркале западного и отечественного кинематографа
Отечественный игровой кинематограф в зеркале советской кинокритики
Советский кинематограф в зеркале журнала «Искусство кино» (на примере номеров юбилейного 1967 года) Западный кинематограф в зеркале советской кинокритики (на примере тематических сборников «Мифы и реальность»: 1966-1989)
Кинокритика в России: творческие портреты
Отечественный игровой кинематограф в зеркале советской кинокритики
Польский кинематограф в зеркале советской и российской кинокритики