Найти в Дзене

Система и её плюшки. Образование

Началось все со статьи "Обратная сторона высоких зарплат врачей за рубежом". Почему-то многие решили, что высокие зарплаты во многих странах платят за то, что человек много работает (соответственно, начинали возмущаться, что они тоже много работают, но получают совсем не столько).

В статье "Система и ее плюшки. Здравоохранение" попыталась еще раз объяснить, что при распределении благ в западной, капиталистической системе не только учитывается, как и сколько человек работает, но и сама система ограничивает возможность дорваться до так называемых плюшек: хочешь стать врачом и за 10-12 часов работы иметь шикарную зарплату? Сначала потрать несколько годовых будущих доходов, но, главное, обойди сотни других желающих прорваться к плюшкам.

Хочу сказать, что в разница в "нашей" и "не нашей" системе образования такая же. И уже предвижу, как не понравится статья тем, для кого в нашем образовании все плохо, начиная от зарплат педагогов, заканчивая ФГОСами. Потому что в общественном сознании зарплаты учителей - не соответствуют их высокому статусу, образование однозначно падает, чиновники не компетентны. Я ничего не забыла?

Иллюстрация из открытого источника
Иллюстрация из открытого источника

Начнем с того, что я сама работаю в образовании, и тоже хотела бы получать побольше (хотя многие знакомые на своих должностях в коммерческих фирмах получают меньше меня). Причем наш вуз традиционно славится низкими окладами. Чтобы поднять зарплату (по майским указам), университет провел глобальное сокращение кадров, увеличил до небес аудиторную нагрузку и каждый год неприлично сильно повышает стоимость обучения. И все равно - за одни только 900 аудиторных часов ты получишь меньше, чем в других вузах за 800 или за 5-дневную рабочую неделю на производстве. Но не уходят. Потому что более высокая зарплата требует дополнительных условий. Система не отдает свои плюшки просто так, она требует за них чего-то действительно редкого. Ученая степень, например, для обмена не годится.

Когда-то, в Советском Союзе, профессор был довольно обеспеченным человеком. Защитить докторскую диссертацию было очень трудно. В региональном вузе на весь институт могли работать всего 2-3 профессора. Им давали квартиру, машину с личным водителем и обеспечивали прочими радостями советской жизни. Сейчас на одной кафедре может быть 5 докторов наук. И когда молодой профессор жалуется мне, что его не уважают так, как того, заслуженного, в 80-х годах, я думаю, что где-то тут нарушена логика. Потому что в современной российской реальности доктора наук (тем более кандидаты) - расходный материал, учитывая их количество.

Нельзя раздавать тысячи корочек докторов наук в год и к каждой прикладывать плюшку в виде материальных благ. Благ на всех не хватит.

Красивые и богатые американские университеты выглядят привлекательно до момента, когда понимаешь, кто оплачивает эту красоту и богатство. Не сомневаюсь, нашим вузам тоже бы понравилось брать плату за вступительные экзамены и ежегодный сбор в дополнение к семестровой плате за обучение.

А вообще, давайте ругать нашу систему образования поаккуратнее. Чтобы корректировать, но не развалить ненароком, крича, что все плохо. Я не хочу, чтобы государство отдало частникам слишком много, как в Африке или Америке, где соотношение государственных и частных школ и университетов примерно такое же, как у нас, только с точностью наоборот.

Родители, которые там хоть как-то заботятся о будущем своих детей, стараются отдать ребенка в частную школу, за которую платят бешеные, по нашим меркам, деньги. А на высшее образование начинают копит, когда ребенок еще только в началку ходит.

Дорогая частная школа в Нигерии
Дорогая частная школа в Нигерии

Мы с иностранцами подготовительного курса каждый год проводим занятие в школе. Это обычная российская средняя школа на окраине провинциального города, но ее вид и оснащение приводит студентов в восторг. Единственное, что не нравится (точнее, вызывает ужас) - макеты автоматов Калашникова, которые русские школьники собирают-разбирают на время.

Аким рассказывает о свой нигерийской школе русским третьеклассникам
Аким рассказывает о свой нигерийской школе русским третьеклассникам

Кроме внешней стороны, иностранцев поначалу удивляет и то, что у нас очень сильная централизация - есть единые стандарты и требования для всех школ и вузов. И что есть школы получше, есть очень хорошие, но почти все они государственные и бесплатные. По крайней мере, в нашем областном центре самые лучшие школы и гимназии дают бесплатное образование. Но и в обычных школах государство гарантирует необходимый минимум всякими ФГОСами. Да, местами громоздко и неудобно, но лучше, чем разрешать школам придумывать свои стандарты.

По качеству образования русские выпускники не хуже иностранцев (по крайней мере, то, что я вижу в нашем вузе), а в эрудированности русские чаще впереди.

Нам есть что улучшать, но и гордиться есть чем. Я работаю с иностранцами, вчерашними школьниками. Большинство из них с прекрасными аттестатами, но во многом они проигрывают русским, обычным абитуриентам провинциального вуза.

Понимаю, что вообще не попаду с этим в тренд. Но, все же, давайте ценить то, что имеем. Работа учителя никогда не будет легкой, а его зарплата никогда не будет очень высокой в нашей системе общедоступного образования. Зато наши дети смогут стать врачами, инженерами, переводчиками и т.п. даже если у их родителей нет денег.