Жана Маре очень любили советские зрители. И советские кинопрокатчики тоже. Все коммерчески успешные фильмы с его участием показаны в СССР.
Причин этому несколько. Во-первых, Франция была союзником СССР во Второй Мировой. Во-вторых, после войны во Франции была очень сильна и пользовалась огромным влиянием компартия. Поэтому отношения между двумя странами были прекрасными, и французскому кино был дан "зеленый свет" в советском прокате. В-третьих, многие влиятельные представители нашей творческой богемы (например, писатель Илья Эренбург или режиссер Сергей Юткевич) были заядлыми франкофонами и способствовали популяризации французской культуры. В-четвертых, сам Жан Маре был "большим другом Советского Союза", с удовольствием приезжал в СССР и был гостем Московского Международного Кинофестиваля. В-пятых, его коммерчески-ориентированные фильмы не затрагивали никаких политически деликатных тем, это были романтические комедии и приключенческие фильмы с традиционными ценностями благородства, чести и любви.
Между тем в Европе Маре был известен как гомосексуалист и многолетний любовник знаменитого эстета Жана Кокто, поэта, писателя, режиссера и художника. Но об этом в СССР не писали, соцсетей не было даже в фантастических произведениях, так что для миллионов советских мальчишек Маре был безупречным героем приключенческого кино, а для миллионов женщин всех возрастов - идеалом мужчины.
Рассмотрим три главных образа Жана Маре из тех фильмов, что пользовались большим успехом в СССР. И первый из них - герой жанра "плаща и шпаги" в серии исторических боевиков 50-60-х годов.
"Рюи Блас" (в СССР - "Опасное сходство") (1947)
В фильме 1947 года по пьесе Виктора Гюго Жан Маре делает первые шаги в жаре авантюрного костюмного фильма. Коварство и любовь, благородство и подлость- идеальные ингредиенты для романтического приключения.
Маре играет две роли - выпускника университета, идеалиста Рюи Бласа и его двойника - удалого разбойника дона Сезара де Базана. Двойная роль дает актеру отличную возможность продемонстрировать качества романтического героя-любовника и героя действия с сопутствующим набором скачек, погонь и дуэлей.
И уже в этом фильме Жан Маре сам исполняет все - даже самые опасные для непрофессионального каскадера - трюки. Пролетает под потолком собора, пробивает в полете витраж и приземляется на крыше, падает вниз увлекаемый бурным потоком водопада, прекрасно фехтует. В будущем это станет фирменной "фишкой" актера.
"Горбун" (1959)
Настоящий успех героя "плаща и шпаги" пришел к Маре в сотрудничестве с режиссером Андре Юнебеллем, начавшимся с фильма 1959 года "Горбун".
Юнебелль открыл формулу идеального боевика. Если тональность "Рюи Бласа" была чрезмерно серьезной (Гюго!), то в "Горбуне" органично сочетались интриги, погони, дуэли - и эпизоды юмористические. Чутье подсказало режиссеру дать в пару героическому Маре комика Бурвиля.
На фоне комичного Бурвиля Маре выглядел еще более эффектно в сценах поединков, удачно контрастируя с неуклюжим партнером. С другой стороны, в паре с Бурвилем Маре обретал более человечный и объемный характер, чем ходульный "положительный герой" костюмного фильма.
Как и в "Рюи Бласе" в "Горбуне" Маре сыграл еще одну роль - зловещего горбуна. Атлетичный красавец Маре великолепно и пластично преобразился в калеку - кто бы мог подумать, что несколько лет спустя этот опыт очень пригодится и ему, и режиссеру Юнебеллю в работе над фильмами о... Фантомасе. Но об это речь еще впереди.
А пока - огромный успех. И еще несколько костюмных боевиков тандема Маре-Юнебелль, ставших классикой европейского приключенческого кино.
"Капитан" (1960)
На волне успеха "Горбуна" Юнебелль выпускает фильм "Капитан". Снова Маре в роли благородного шевалье, который помогает юному Людовику XIII в борьбе с хитроумным интриганом и фаворитом его матери Кончито Кончики.
В фильме еще больше скачек, потасовок, трюков - и сняты они еще более эффектно. Блистательный Жан Маре снова великолепно владеет шпагой, бесстрашно бросается на помощь тем, кто в беде - и в итоге одерживает победу над врагами и получает любовь прекрасной аристократки в награду за благородство и храбрость.
Дуэт Маре-Бурвиль снова вместе - и снова в центре опасных интриг. На этот раз Бурвилю придется стать героем поневоле, внедрившись в окружение Кончини. Но зато чем больше риск, тем выше ставки - и в итоге его персонаж тоже найдет свое счастье в лице девушки-красавицы.
Жан Маре верен себе - все трюки исполняет сам. Одна из самых зрелищных сцен фильма - освобождение дамы сердца из темницы. По сюжету герою Маре необходимо было вскарабкаться по отвесной крепостной стене с минимумом подручных средств. Маре принципиально отказался и от дублеров, и от любых киношных трюков вроде комбинированных съемок или "подъема" по горизонтальной "стене" декораций, снятых в павильоне.
Камера, установленная в верхней точке, бесстрастно фиксирует - все по-честному, никакой страховки. Маре рискует жизнью ради эффектного кадра!
И, конечно, какой фильм "плаща и шпаги" без поединков на шпагах! Кульминация "Капитана" - финальный бой между героем Маре и главным злодеем фильма в исполнении "фирменного" злодея французского кино Ги Делорма. Отличное фехтование, захватывающая дуэль. Кстати, именно эту сцену пародируют в комедии "Укол зонтиком".
"Чудо волков" (в СССР - "Тайны бургундского двора") (1961)
В третьей совместной работе Юнебелль отправляет Жана Маре еще глубже в историю - во времена рыцарства, в эпоху противостояния Людовика XI и бургундского герцога Карла Смелого.
Снова благородство и честь с одной стороны, коварство и интриги - с другой. Герою Жана Маре предстоит обелить оклеветанное интриганами доброе имя, освободить похищенную невесту и покарат злодея. Снова опасные приключения, бои и погони, потасовки и чудесные спасения. Только на этот раз еще в антураже рыцарского романа - с эффектными турнирами, блестящими доспехами и духом средневековья.
Жан Маре великолепен. И в рыцарских латах в седле боевого коня на турнире, и в фехтовальных сценах, и в атлетичных рукопашных потасовках. И, конечно, он снова демонстрирует свой фирменный трюк - пролетая на канате через пиршественный зал, Маре пробивает витражное окно и оказывается на крыше дворца.
Самая эффектная сцена фильма - Божий Суд, поединок со смертельным исходом. Замечательный финальный эпизод - и снова противником Маре становится лучший злодей французского кино Ги Делорм. Справедливость восторжествует, но только после отчаянной схватки сначала верхом, затем в пешем рукопашном бою на двуручных мечах! Кстати, эта сцена обыгрывается в замечательной французской комедии "Чудовище".
"Железная маска" (1962)
Хит советского проката 60-х, который до сих пор вспоминают наши мамы и папы. Идеальный объект для ностальгии - трагический в целом сюжет из "Виконта де Бражелон" представлен в формате красочной и веселой приключенческой комедии. Красивые актеры, цветастые костюмы, живописные пейзажи, любовь, шутки, пресловутый happy end. Пара часов абсолютного эскаписткого счастья. "Шпаги звон как звон бокала".
Авторы "Железной маски" пытались повторить успешную формулу Юнебелля - приключения и юмор. Кому-то фильм покажется слишком легковесным, но в любом случае - это прекрасное свидетельство прекрасной эпохи 60-х, радостных и оптимистичных.
В зале гаснет свет. Начинается журнал - про ужасы капитализма и успехи в строительстве БАМа. И, наконец, звучит бравурная музыка, на экране возникают титры, заботливо нарисованные при дубляже киностудии "Союзмультфильм". Сегодняшним зрителям не понять эйфорию, которую испытывали мальчишки 80-х, когда на экране сражался за справедливость герой Жана Маре.
Потом мы выходили на улицу, в любую погоду покупали эскимо за 20 копеек или брикет крем-брюле за 15. И еще долго обсуждали, а как там "он ему" кулаком или шпагой. Все-таки Жан Маре делал счастливым наше детство.
О первом советском романтическом герое читайте предыдущую статью