Подписывайтесь на наш канал "История кино", перепосты в соцсетях тоже приветствуются!
"Хлеб, золото, наган"
По сравнению со своими предыдущими "истернами" Самвел Гаспаров решил добавить сюжету достоверности, а персонажам - психологизма.
Хотя по большому счету мало что изменилось: снова гражданская война, и вновь большинство героев даны только густыми мазками.
Картина довольно четко выдержана ритмически: замедленные "паузы" чередуются с динамичными эпизодами. Меньше стало кровавых, натуралистических сцен.
Но рядом с блестяще выполненными зрелищными элементами /трюками с лошадьми, например/ в фильме можно встретить и сцены, снятые явно наспех, небрежно,- вроде внезапно проезжающей на заднем плане "Волги".
Сюжет, развивающийся поначалу вполне правдоподобно, становится к финалу все более надуманным...
Александр Федоров, 1981
"Шестой"
Пожалуй, одна из самых трудных задач, стоящих перед постановщиком приключенческого фильма,- соблюдение чувства меры. С одной стороны, картина не должна быть затянутой, скучной, с другой, необходим определенный предел трюкам, динамике.
На этом тернистом пути по-прежнему немало ухабов.
Примером тому может служить "истерн" Самвела Гаспарова "Шестой".
Правда, в данном случае авторы фильма решили разбавить сюжет комедийными эпизодами.
Но все равно с нажимом, замедленно подаются кровавые сцены убийств. Режет глаз и многозначительная символика, вроде новеньких гимнастерок, сшитых уже для погибших, театральность массовок.
Драматизм финала - смерть шестого по счету начальника милиции снимается последующей сценой его чудесного исцеления.
Фильм, где сюжетные повороты можно предугадать, а живых людей заменяют некие воплощения о человеческих типах /молчаливый силач, обожающий детвору, грустноватый аптекарь, франтоватый парикмахер, мрачноватый пастух и т.д./ получился ничуть не хуже, но и ничуть не лучше остальных "истернов" Гаспарова с "хорошими" красными и "плохими" белыми...
Александр Федоров, 1981
Полные тексты моих книг о кино (бесплатное скачивание pdf, без регистрации и пароля) на сайте Гильдии киноведов и кинокритиков России - «Кинопресса» http://kinopressa.ru/library:
Западный мир на советском и российском экранах (1946-2016)
Отражения: Запад о России / Россия о Западе. Кинообразы стран и людей
Трансформации образа России на западном экране: от эпохи идеологической конфронтации (1946-1991) до современного этапа (1992-2015).
Эволюция образа Белого движения в отечественном и зарубежном игровом кинематографе звукового периода.
Западный экран: авторы и звезды (записки из прошлого века)"
Школа и вуз в зеркале кинематографа западных стран
Школа и вуз в зеркале советского и российского кинематографа
Школа и вуз в зеркале западного и отечественного кинематографа
Отечественный игровой кинематограф в зеркале советской кинокритики
Советский кинематограф в зеркале журнала «Искусство кино» (на примере номеров юбилейного 1967 года) Западный кинематограф в зеркале советской кинокритики (на примере тематических сборников «Мифы и реальность»: 1966-1989)
Кинокритика в России: творческие портреты
Отечественный игровой кинематограф в зеркале советской кинокритики
Польский кинематограф в зеркале советской и российской кинокритики