Подписывайтесь на наш канал "История кино", перепосты в соцсетях тоже приветствуются!
Во время просмотра этого фильма я никак не мог понять, зачем авторам, наверняка смотревшим французские версии знаменитого романа Александра Дюма "Граф Монте-Кристо", понадобилось вступать с ними в заведомо неравное соперничество?
Впрочем, создателю сериала о "Мушкетерах" такая задача не в новинку.
Но если экранизацию первой части приключений Д'Артаньяна и его друзей спасала хорошая музыка и ироничность трактовки, то натужная серьезность "Узника...", несмотря на все актерские усилия. выглядит на экране затянувшимся провинциальным спектаклем...
Александр Федоров, 1989
Серп и молот (1994)
Сценарист и режиссер Сергей Ливнев в своей трагикомедии "Серп и молот" решил вывернуть наизнанку коммунистическую идеологию сталинских времен. Главный персонаж его картины - некий белокурый красавец Евдоким - плод успешного эксперимента "самых лучших в мире ученых". Они путем хирургической операции превратили женщину в мужчину.
Евдоким, обласканный Сталиным, делает грандиозную карьеру. От рабочего до государственного чиновника высшего эшелона. Он и его будущая жена становятся моделями для скульптурной композиции "Рабочий и колхозница". Ему дарят автомобиль, квартиру, превращают в героя образцово-показательного документального сюжета...
Балансируя на грани драмы, комедии и пародии, Сергей Ливнев умело манипулирует пропагандистскими мифами былых времен. Тут и миф о величии кремлевской науки и техники. И миф о массовом трудовом подвиге. О единственно верном художественном методе соцреализма...
Однако не могу сказать, что эта ироническая игра с мифологией и идеологией доставила мне большое зрительское наслаждение.
Примерно на ту же тему Иван Дыховичный поставил куда более удачный фильм "Прорва" - артистичный, яркий. На этом фоне "Серп и молот" выглядит довольно любопытным, но не слишком впечатляющим экспериментом. Хотя при желании по поводу этого фильма можно написать несколько десятков страниц убористого теста с разного рода рассуждениями о постмодернизме, деталях актерской игры, операторской работы и т.д.
Да и сам по себе сатирический гротеск времен сталинской диктатуры уже начинает превращаться в один из повседневных российских киноштампов...
Александр Федоров, 1995
"Украденное свидание" (1989)
Казалось бы, у мелодрамы "Украденное свидание" есть все, чтобы стать значительным произведением искусства.
История бывшей заключенной, пытающейся вернуть своего усыновленного интеллигентной семьей ребенка, уже сама по себе таила множество возможностей для тонкой психологической разработки характеров.
Картину снимал замечательный оператор Юри Силларт ("Лесные фиалки").
Однако по драматизму "Украденное свидание" явно уступает предыдущей работе режиссера - "Играм для детей школьного возраста"...
Александр Федоров, 1989
Полные тексты моих книг о кино (бесплатное скачивание pdf, без регистрации и пароля) на сайте Гильдии киноведов и кинокритиков России - «Кинопресса» http://kinopressa.ru/library:
Западный мир на советском и российском экранах (1946-2016)
Отражения: Запад о России / Россия о Западе. Кинообразы стран и людей
Трансформации образа России на западном экране: от эпохи идеологической конфронтации (1946-1991) до современного этапа (1992-2015).
Эволюция образа Белого движения в отечественном и зарубежном игровом кинематографе звукового периода.
Западный экран: авторы и звезды (записки из прошлого века)"
Школа и вуз в зеркале кинематографа западных стран
Школа и вуз в зеркале советского и российского кинематографа
Школа и вуз в зеркале западного и отечественного кинематографа
Отечественный игровой кинематограф в зеркале советской кинокритики
Советский кинематограф в зеркале журнала «Искусство кино» (на примере номеров юбилейного 1967 года) Западный кинематограф в зеркале советской кинокритики (на примере тематических сборников «Мифы и реальность»: 1966-1989)
Кинокритика в России: творческие портреты
Отечественный игровой кинематограф в зеркале советской кинокритики
Польский кинематограф в зеркале советской и российской кинокритики