Подписывайтесь на наш канал "История кино", перепосты в соцсетях тоже приветствуются!
В мелодраме "Ты у меня одна" Дмитрий Астрахан с пронзительной болью сумел передать самоощущение обычных россиян, в один прекрасный день окончательно осознавших, что они "чужие на этом празднике жизни", где нет больше места сантиментам и жарким спорам о возвышенных материях, где сопровождаемые крутыми парнями бизнесмены разъезжают на Мерседесах и фордах, лениво пересчитывают пачки долларов и прямо из машины звонят в Нью-Йорк...
Жизнь сорокалетнего Евгения похожа на тысячи других. Скромная должность инженера в каком-то НИИ. Тесная квартирка в стандартной многоэтажной "коробке". Всё еще мечтающая вырываться из замкнутого круга унизительной нищеты жена. 16-летняя дочь, для которой судьба "неупакованных" родителей - наглядный пример того, как жить нельзя, воплощение ее страхов перед будущим.
Авторы фильма в нескольких начальных эпизодах фильма дают узнаваемую зарисовку бытия "среднестатистической семьи интеллектуального труда": заезженные упреки жены и дочери, недвусмысленные намеки, что Евгений - типичный неудачник, что все вокруг давно сумели устроиться, на худой конец - приспособиться, что надо попытаться во что бы то ни стало попасть в число служащих русско-американской фирмы и т.д.
А там: мечты-мечты, где ваша сладость - поездки за океан, гавайские пляжи, духи от Диора и костюмы от Кардена...
Александр Збруев и Марина Неелова играют все это без нажима. И даже последующий сюжетный ход, не делает их игру менее достоверной.
Оказывается, что совместную фирму организовывает компания бывшего Жениного одноклассника, младшая сестра которого Анна приезжает в Россию.
Аня с тех давних лет все еще любит своего единственного и неповторимого "дядю Женю". Теперь она готова стать для него царевной-лягушкой: покупает ему шикарный костюм, назначает представителем американской компании в России...
Но гордость не позволяет Евгению стать "содержантом". "Ну, не люблю я тебя, понимаешь!" - кричит герой картины своей принцессе. И надо видеть, как ведет эту сцену Александр Збруев. В его взгляде столько всего намешано!
Хорошо, если б говорил он такие слова, потому что безумно любил свою жену. Так нет, все уже перегорело, любовь за годы плавно перешла в привычку. И если можно жить без любви с одной, то почему нельзя - с другой?
На мой взгляд, тут иное. Усталость. Безысходное осознание, что жизнь прошла мимо, что нет уже сил, чтобы все начать с нуля. Горечь этого ощущения не снимают ни последующее возвращение к жене, ни "феллиневский" постскриптум с празднованием дня рождения ...
Не вписавшись в поворот судьбы, герои фильма уже через несколько дней после трогательного единения и отъезда Ани в Америку снова будут отравлять жизнь друг друга взаимными упреками и мечтать об отдельной комнате для дочери...
Дмитрий Астрахан умеет работать "в жанре": эмоционально, ярко. увлекательно рассказать с экрана историю...
Александр Федоров, 1993
Полные тексты моих книг о кино (бесплатное скачивание pdf, без регистрации и пароля) на сайте Гильдии киноведов и кинокритиков России - «Кинопресса» http://kinopressa.ru/library:
Западный мир на советском и российском экранах (1946-2016)
Отражения: Запад о России / Россия о Западе. Кинообразы стран и людей
Трансформации образа России на западном экране: от эпохи идеологической конфронтации (1946-1991) до современного этапа (1992-2015).
Эволюция образа Белого движения в отечественном и зарубежном игровом кинематографе звукового периода.
Западный экран: авторы и звезды (записки из прошлого века)"
Школа и вуз в зеркале кинематографа западных стран
Школа и вуз в зеркале советского и российского кинематографа
Школа и вуз в зеркале западного и отечественного кинематографа
Отечественный игровой кинематограф в зеркале советской кинокритики
Советский кинематограф в зеркале журнала «Искусство кино» (на примере номеров юбилейного 1967 года) Западный кинематограф в зеркале советской кинокритики (на примере тематических сборников «Мифы и реальность»: 1966-1989)
Кинокритика в России: творческие портреты
Отечественный игровой кинематограф в зеркале советской кинокритики
Польский кинематограф в зеркале советской и российской кинокритики