Что же такое власть в привычном для нас социальном, институциональном смысле? Каков её источник и природа? Ответ на второй вопрос совсем прост и очевиден: власть это СПОСОБНОСТЬ ОСОБИ К НАСИЛИЮ над другими особями своего вида и стада (стаи), а источник власти, таким образом, ОСОБЬ. Но как это свойство особи трансформируется и модифицируется в социальное явление, институт? Какие принимает формы в синтезе генетического и культурного?
Начнём с особи. Уже у детёнышей практически всех млекопитающих, а стадных тем более, основным элементом игр является силовое противостояние. По мере взросления навыки борьбы, наработанные в играх, всё чаше применяются уже не в игровой форме, а в весьма жестоких и кровавых драках за ресурсы и территорию, за присвоение как можно более высокого ранга в иерархии стада или стаи. И естественно, особь занимает тем более высокий ранг, чем лучше у неё отработаны навыки насилия, чем мощнее она физически, чем лучше приспособлена к борьбе её нервная система, психика. К этим постоянным «выяснениям отношений» особей (в основном самцов, хотя и самки этому не чужды, и что интересно, чем более сложно развито поведение и соответственно нервная организация вида, тем не чужды более) толкает мощнейший ИНСТИНКТ ДОМИНИРОВАНИЯ, являющийся и нашим базовым инстинктом наравне с инстинктом размножения и пищевым инстинктом. Инстинкт этот присущ каждой особи без исключения и работает на протяжении всей её жизни. Но тогда сразу возникает вопрос – как, в условиях, когда инстинкт доминирования постоянно заставляет особей вступать в борьбу друг с другом вообще возможно существование сообществ животных в виде стай, стад и тем более человеческого общества? Ответ - благодаря процессу торможения, физиологические механизмы которого располагаются в коре больших полушарий мозга. Соответственно, чем более развита кора больших полушарий, особенно лобные доли, тем более сложные социальные системы способен создавать вид.
Для развития процесса торможения агрессии существуют определённые пусковые факторы. Все знают, наверное, о так называемых «позах подчинения» у животных, как прекращающих драку не доводя её до летального исхода, так и вообще не дающие ей начаться. Это и «детские» пропорции тела у одной из особей, и пол особи и специально возникшие в ходе эволюции позы, к примеру, запрокидывание на спину с демонстрацией живота подчинившейся в конфликте собаки. Таких факторов, запускающих процесс торможения агрессии у более сильного соперника много в мире животных. Но мало кто задумывается о том, что есть и факторы, запускающие процесс торможения агрессии и у потенциально менее сильного участника возможного конфликта, не позволяющие ему вступать в конфликт с заведомо более сильной особью и неизбежно проиграть. Естественно, «носителем» таких факторов более сильная особь и является. Это и врождённые особенности особи – размеры, мышечная сила и приобретённые в ходе многочисленных эпизодов борьбы за ранг в иерархии стада. Собственно, они и называются РАНГОВЫЕ МАРКЕРЫ. К ним относятся шрамы, полученные в драках, способность не отводить взгляд, запах, походка, проявление уверенности и вообще стиль поведения. Этот стиль, подчеркну, нарабатывается как и любой навык, в процессе жизни особи, реализации инстинкта доминирования. Имитировать его не способно, практически, ни одно животное. Ни одно, кроме человека. Благодаря высочайшей способности к подражанию и управлению своим поведением с помощью волевого аппарата (мы называем это часто артистичностью) некоторые люди способны имитировать поведение высокоранговых особей. Но даже самая искусная имитация мгновенно разрушается, если конфликт доходит до стадии настоящего физического противостояния.
В быту эти физические и поведенческие особенности, маркирующие способность особи к насилию мы часто называем ВЛАСТНОСТЬЮ, что совершенно верно по сути, ибо способность особи к насилию и есть присущая данной особи ИНДИВИДУАЛЬНАЯ ВЛАСТЬ.
Всё описанное выше пока что характерно для небольшого совсем стада, для того, что в применении к людям называют «малая группа». Это и семья, и группа малышей в детском саду, и подростковая «банда» и группа уголовников в общей камере и другие подобные более-менее естественным образом складывающиеся (простые, природные) группы людей, где имеет значение именно индивидуальная власть особи, её индивидуальная способность к насилию и маркирующие её внешние признаки. Куда сложнее всё становится при росте численности стада, социума.
Прошу уважаемых читателей, кому понравились мои статьи, не забывать ставить лайки и подписываться на мой канал. К сожалению, без этого никак. Таковы правила игры)