Пока одни без устали ищут рецепт того самого лекарства, который станет мега-стимулятором трудовой деятельности и отправляют работников на мега-тренинг «мотивация», мы предпочитаем более консервативный подход к вопросу мотивации, консервативный настолько, что все современные модели и программы, применяющиеся в крупных компаниях, можно пока убрать в дальний ящик стола. И единственное, что на этом столе должно остаться, это концепция одного великого человека, ставшего легендой в вопросах мотивации благодаря красоте и изяществу его представления о предмете. Речь идет об Абрахаме Маслоу, которого многие знают по пирамиде потребностей, и мы готовы проверить его теорию.
Начиная свое исследование, мы поставили перед собой задачу: оставаясь в рамках традиционной формы – пирамиды, выяснить, насколько актуальна иерархия потребностей для современных студентов старших курсов.
Вряд ли исследование можно назвать новаторским, поскольку иерархия потребностей проявлялась по-разному в разных странах. Так, во Франции исследователи выявили новую группу потребностей между четвертым и пятым уровнем - потребность в «прекрасном», в эстетических переживаниях. Тогда как в Китае к базовым потребностям отнесли потребности в принадлежности и сопричастности, а на вершине пирамиды оказалась потребность реализации себя в служении обществу, а не в самореализации.
Мы готовы предложить свой взгляд на ту самую «пирамиду» – иерархию потребностей. Целью исследования было получить подтверждение либо опровержение существующей иерархии потребностей в теории мотивации Маслоу. Эксперимент проводился на студентах старших курсах Экономического факультета МГУ, представителях так называемого нового «поколения Y».
Почему именно Маслоу? Ответ прост. Во-первых, данная теория является наиболее наглядной и широко распространенной. Во-вторых, мало кто захочет спорить с такой известной и красивой концепцией и ставить под сомнения основные ее положения. Да и мы на это не претендовали, более того, в исследовании мы основывались на том, что потребности носят иерархический характер, а в поведении, при проявлении нескольких потребностей, актуализируются те, которые расположены ближе к основанию. Но мы предпочли совершенно другой подход к самому процессу исследования и анализа.
Научность методологии Маслоу была вполне объективной, однако известно, что чем больше выборка исследования (или же чем менее конкретно это исследование), тем более условны основные выводы. Они становятся слишком общими и могут не работать в определенных специфических ситуациях. Теория Маслоу говорит обо всех и о каждом, она обобщает и размывает границы между людьми разных профессий, социальных и возрастных групп.
Именно это допущение мы и принимаем как основной плюс к объективности основных положений нашего исследования. Маслоу пришел к выводам своей теории, исследуя приматов. Мы пойдем иным путем: дальше и глубже, опираясь в исследовании на принципиально важную социальную группу поколение Y – студентов, которые являются потенциальными работниками и менеджерами организаций XXI века. Структура исследования была построена таким образом, чтобы выявить степень проявления тех или иных потребностей у индивида. На основании полученных результатов были сделаны выводы об их структуре и иерархии.
В качестве инструментария была взята простая форма опроса, в котором были заложены некоторые «свежие» качества. В частности, мы не стали выяснять, какая потребность будет для испытуемого ближе или приятнее в той или иной ситуации. Мы просто столкнули две потребности «лоб в лоб», предложили две жизненные ситуации, отражающие различные потребности. Но выбор, как часто бывает в жизни, предполагал не только два крайних состояния действия. Абсолютная актуализация одной из потребности и подавление другой – крайняя степень иерархии. Мы предложили испытуемому оценить по шкале Лайкерта свой выбор с промежуточными вариантами ответов, которые говорили о степени проявлении одной либо другой потребности. «Большая склонность» в свою очередь определялась коэффициентом предпочтения того или иного из предложенных вариантов ответа, то есть той или иной потребности. И это важный момент, ведь Маслоу не учитывал уровень удовлетворения каждой ступени потребностей – он просто не имел возможности этого сделать в рамках своей теории. Таким образом, получалась картина того, какие потребности чаще всего актуализируются в поведении, а значит, и в большей степени вероятности их можно отнести к базовым потребностям.
Мы не ставили целью предложить новую иерархию потребностей, не решали вопрос о квотируемости выборки и ее соответствии генеральной выборке, а так же специально не предпринимали действий, чтобы сделать процесс выбора кандидатов для исследования случайным.
Первый вопрос был скрининговый, то есть не имел отношения к самому исследованию и касался бытовой темы. Его цель заключалась в подготовке к определенной схеме постановки вопросов и, соответственно, ответов. Ориентируясь на этот простой вопрос, в простой ситуации, отвечающий мог дать наиболее приближенный к его реальному восприятию ответ и настроиться на формат диалога. Помимо скринингового в предложенном студентам опросе было 10 содержательных вопросов, и отдельно вопросы, отражающие социально-демографические характеристики выборки.
Пономарев Игорь
к.э.н., Старший преподаватель, МГУ
ТЮТЯЕВ ПАВЕЛ
менеджер по маректингу компании L'Oreal
Продолжение следует...