Есть люди, настолько знаменитые, что их имена знают даже те, кто не слишком интересуются историей или литературой. Мишель де Монтень как раз принадлежал к таким людям. О его книге "Опыты" слышали даже те, кто никогда не держал ее в руках. Да и не удивительно — в истории, философии, педагогике и литературе было достаточно людей, на которых так или иначе Монтень повлиял: У. Шекспир, Б. Паскаль, Р. Декарт, Вольтер, Ф. Бэкон, П. Гассенди, Ф. Монтескье, Д. Дидро, Ж.-Ж. Руссо, Ж. Ламетри, А.С. Пушкин, А. Герцен, Л. Толстой... — перечень далеко не полный. Да и в более легкой литературе для Монтеня нашлось место. Именно его читает Шико в романе "Сорок Пять" во время поездки в Наварру по поручению Генриха Третьего.
Вопреки частице "де" Монтень происходил не из дворянской, а из купеческой семьи Эйкем. Его полным именем было Мишель Эйкем де Монтень (1533-1592). Купцы Эйкем прославились в Бордо (на юге Франции) еще в XV веке. Пьер Эйкем, отец Монтеня, купил замок Сен-Мишель-де-Монтень, и по замку стал именоваться де Монтенем. Позднее Мишель де Монтень в своих "Опытах" рассуждал, что традиция именоваться по владениям вносит изрядную путаницу в попытках выяснить, кто есть кто.
Первый Монтень прославился в Итальянских войнах, а потом женился на Антуанетте де Лопез де Виллануэва, которая происходила из семьи крещенных арагонских евреев.
Мишель де Монтень получил блестящее образование в лучших традициях эпохи Возрождения. Он прекрасно знал латынь, да и как ему было обойтись без этого, если его учитель-немец ни слова не знал по французски?
Молодость Мишеля Монтеня прошла довольно бурно — он был советником парламента в Бордо, некоторое время находился при дворе Карла IX, участвовал в осаде Руана и в результате получил орден Святого Михаила. В своих "Опытах" Монтень признавал, что мечтал об этом ордене с юности, но прекрасно понимал, что в силу происхождения не может рассчитывать на такую честь. Вот только во второй половине XVI века орден стали даровать столь часто, что он в значительной степени утратил престиж и, таким образом, по выражению Монтеня, "спустился" до него.
Надо сказать, что педагогические воззрения отца Монтеня и его собственный нрав привели к тому, что Мишелю Монтень удавалось находить общий язык с самыми разными людьми. Он поддерживал дружеские отношения с убежденным монархистом Жаном Боденом и с республиканцем Этьеном Ла Боэси, ладил с католиками и протестантами...
В 1572 году Монтень начал писать свои "Опыты", точнее, он начал их диктовать. Вообще-то, книга называется "Эссе", что и переводится на русский как "опыты" или "наброски". Именно Монтень первый использовал этот термин для обозначения небольшого литературного произведения свободной формы. От него термин заимствовал Ф. Бэкон, а потом поэт и драматург Бен Джонсон придумал и производное — слово "эссеист", то есть тот, кто пишет эссе.
Начало "Опытов" издавалось в 1580-1581 годах, и сразу же произвело во Франции фурор. Книгой зачитывались, ее цитировали, с ней спорили...
Первоначало слава проходила мимо Монтеня, потому что он благоразумно отправился путешествовать. Он объездил чуть ли не всю Францию, посетил Германию, Австрию, Швейцарию, Италию а когда был в Лукке узнал, что его выбрали мэром Бордо.
Очень удивленный таким неожиданным результатом своих литературных трудов, Монтень решил вернуться домой, чтобы отказаться от должности. Вернуться-то он смог, а вот отказаться от должности нет. Убеждать его принять должность взялся сам король Генрих Третий. Перечить королю Монтень не решился и против собственной воли вынужден был стать мэром.
Позднее он писал, что это были самые тяжелые годы его жизни. В стране шла гражданская война. Друзья становились врагами, брат шел на брата. Монтень же усиленно пытался примирить католиков и гугенотов. Без особого успеха. Книга "Опытов" завоевала Монтеню уважение и тех, и других, так что каждый пытался перетянуть его на свою сторону, а поскольку это не получалось, то и обижались на него все. Как писал Монтень, вспоминая историю Италии, "Гвельфы считали его гибелином, а гибелины — гвельфом".
В общем, Монтень с удовольствием вернулся к своим "Опытам", добавляя новые рассуждения и готовя исправленные издания прежних.
Очень часто нынешние читатели утверждают, что их поражает современность рассуждений автора, а некоторые даже сравнивают "Опыты" с нынешними блогами. "Монтень — блогер XVI века", — в этом утверждении что-то есть.
Действительно, "Опыты" — это книга обо всем понемногу: о жизни, об истории, о человеческом счастье, политике, воспитании детей, именах и многом другом. Монтень вообще считал, что главное в жизни человека это не какие-то абстрактные идеалы, а счастье.
Именно Монтень первым стал рассказывать о мелочах окружающей жизни, припоминать интересные случаи и рассуждать о обо всем и всех.
Именно Монтень рассказывал о дворянине, которого король попрекнул тем, что он поднял руку на священника, а тот в негодовании отвергал это обвинение... Поскольку топтал священника ногами!
И именно Монтень отстаивал идею воспитания из ребенка всесторонне развитой личности, человека, который умел бы наслаждаться жизнью и при этом стойко переносить несчастья.
Монтеня часто цитируют:
"Будем остерегаться, чтобы старость не наложила на нашу душу больше морщин, чем на наше лицо"
"Если хочешь излечиться от невежества, надо в нем признаться".
"Трусость — мать жестокости".
"Нет стремления более естественного, чем стремление к знанию"
Вот только в тот момент, когда мы решим, что Монтень человек глубоко современный, мы вдруг наталкиваемся на его убеждения, которые доказывают, что он принадлежит другому времени и другой морали. И это производит гораздо большее впечатление, чем чтение о выходках Бюсси или Шико. Добрый гуманный человек неожиданно предстает перед нами Чужим в большей степени, чем инопланетянин.
Как правило это касается его отношений к социальным изменениям и взаимоотношений мужчин и женщин.
Любые изменения в сфере политики (даже попытка врачевания социальных пороков) Монтень рассматривал как попытку вылечить болезнь смертью. Но и это еще не самое важное — в конце концов, подобный консерватизм встречается и в наше время.
Наиболее чужд Монтень становится тогда, когда рассуждает об отношениях мужчин и женщин. Да, он считал что главное в человеке — это стремление к счастью. Но что понимать под счастьем?
И вот мы читаем, как Монтень не может понять, почему проститутка предпочла выскочить от пьяного солдата в окно второго этажа, рискуя жизнью, вместо того чтобы получить удовольствие? И не меньшее удивление философа, которого считают гуманистом, за что карать изнасилование, ведь это единственное преступление, в ходе которого жертва получает наслаждение?
Что — вы в шоке?
Я вас понимаю. Приходится признать, что знаменитый бабник король Франциск I, считавший насилие одним из худших преступлений, был гораздо гуманнее философа или же намного лучше Монтеня знал жизнь.
Впрочем, современники Монтеня не видели в его рассуждениях ничего странного. Для них странным была как раз суровость Франциска, который за насилие вешал.
Умер Монтень в своем замке, в любимой библиотеке, среди дорогих ему книг. На балках библиотеки Монтеня до сих пор можно видеть изречения, вырезанные в XVI веке по его распоряжению.
© Юлия Р. Белова
Путеводитель по каналу. Часть 1: Исторические заметки, Музыка и танцы, Читая Дюма, Повесть А. Говорова "Последние Каролинги" Путеводитель по каналу. Часть 2: Книги, писатели, поэты и драматурги, О чтении, Читая Стругацких, Мифология... фэнтези... научная фантастика, США и Кеннеди, Мои художественные произведения, Отзывы на мои художественные произведения, Истории из жизни, Рукоделие, конструкторы и прочие развлечения, Фоторепортажи Путеводитель по каналу. Часть 3: Видео, О кино, телевидении, сериалах и радио, Галереи Я на Автор.Тудей Регистрируйтесь, читайте, не забывайте ставить лайки и вносить книги в свои библиотеки