9 апреля 2019-го года на судостроительном заводе “Пелла” был спущен на воду траулер “Андромеда” (проект 03095). Это головное судно серии из четырех судов, которые “Пелла” строит для группы компаний “Мурмансельдь 2” в рамках государственной программы предоставления квот на вылов биоресурсов в обмен на постройку судна на российских верфях - квоты под киль.
Для тех, кому некогда читать: в трех словах о том, как построить траулер (история в картинках)
Траулер проекта 03095 оборудован рыбоперерабатывающей фабрикой (включающей в себя консервный цех) и морозильным трюмом, Все это умещается на судне длиной 70м., водоизмещением 3730 т., шириной 13.5 м. и осадкой - 6.6 м.
Проект 03095 является адаптацией разработки норвежской компании Cramaco AS к требованиям Мурмансельдь 2. Концепт-проект траулера, конструкторскую и технологическую документацию разработало конструкторское бюро завода совместно с ООО "Форсс Марин", с которым “Пеллу” связывают тесные партнерские взаимоотношения.
Новая верфь
Строительство судов таких размеров на заводе “Пелла” стало возможным благодаря открытию новой производственной площадки.
Дело в том, что предприятие изначально специализировалось на строительстве маломерных судов, таких, как буксиры, лоцманские боты и т.п.
Этот профиль сохранялся более 50-ти лет, причем он был обусловлен не столько производственными возможностями завода, сколько тем, что в месте его расположения Нева имеет ограничения по порогам, не позволяющие проводить крупные суда.
Поэтому летом 2012-го года в пос. Саперный Ленинградской области было начато строительство новой заводской площадки. В месте ее расположения ограничений по порогам нет, что дает “Пелле” возможность спускать на воду и выводить в Финский залив суда с осадкой до 8 метров.
Участок земли, на котором строился завод, не использовался со времен Великой Отечественной войны. В то время здесь велись ожесточенные бои. В ходе подготовительных работ с территории строительной площадки было вывезено 105 снарядов и одна 200-килограммовая авиабомба.
Реализация этого крупного инвестиционного проекта позволила предприятию выйти на рынок рыбопромысловых судов и мощных судов технического флота арктического класса.
Построенный производственный комплекс - это мини-верфь, включающая в себя стапельный цех, цех заготовительного производства, цеха достройки, достроечную набережную и административное здание со столовой и рабочей гостиницей.
Стапельный цех
В стапельном цеху оборудовано три пролета длиной 250 м. каждый. Такого рабочего пространства достаточно для того, чтобы одновременно собирать четыре судна длиной до 110 м., шириной до 22 м. и осадкой - до 8 м.
Сейчас на эллингах цеха собирается пять траулеров: два судна проекта 1701 и три - проекта 03095. Головное судно «Андромеда» проекта 03095 спущено на воду.
С фронтальной стороны стапельного цеха располагается стапельная площадка-трансбордер, а с обратной (тыльной) - цех заготовительного производства. Там изготавливаются детали, из которых собирается судно. Но все начинается не с них.
Строительство корпуса судна начинается с подготовки эллинга: устанавливаются балки-опоры, на которых будет размещаться судно во время сборки (построечное место), изготавливаются постели.
Балки-опоры устанавливают через фиксированные промежутки. Судно будет опираться на них с момента закладки до спуска на воду.
Постель - это сборочная оснастка с изогнутой (лекальной) поверхностью. Ее изгибы соответствуют обводам собираемой конструкции. Такая оснастка необходима для того, чтобы придавать собираемой конструкции необходимую форму, что важно при формировании корпуса.
Для каждого проекта судна изготавливаются свои наборы постелей. Они располагаются в дальней части стапельного цеха, в непосредственной близости от заготовительного производства.
Итак, вся необходимая оснастка готова, можно приступать к сборке судна.
Заготовительное производство
Основной материал корпуса судна - стальные листы. Они доставляются в цех заготовительного производства. Здесь из них вырезают заготовки, а затем, если необходимо, придают им необходимую форму. Для этого используются станки плазменной резки металла, гибочные станки, валки, пресс и другое металлообрабатывающее оборудование.
В состав холдинга “Пелла” входит завод “Пелла-Маш”, специализирующийся на изготовлении станков термической резки, механической обработки и трубогибочных станков. Поэтому на заготовительном производстве судостроители используют свое, родное оборудование.
Готовые детали на транспортных тележках подаются в стапельный цех, на участок предсборки. Здесь на заранее подготовленных постелях выполняется сборка и сварка деталей корпуса судна. Переборки и палубы изготавливаются на плоских стендах.
Сборка корпуса судна
Участок предсборки размещается в стапельном цеху, между пролетами, где строят корпуса судов, и цехом заготовительного производства.
Из изготовленных корпусных деталей собираются секции, секции свариваются в блоки, а уже из блоков формируется корпус судна.
Сборка судна начинается с его закладки. Поскольку “Пелла” использует блочный метод строительства корпусов, закладка заключается в установке первого (закладного) блока на построечное место.
По мере формирования корпуса судно насыщатся оборудованием и агрегатами: на предусмотренные в корпусе фундаменты устанавливаются основной и вспомогательный двигатели, компрессоры, насосы, генераторы. Также монтируются топливная, масляная, водяная и другие системы.
Строительство судна чем-то напоминает строительство дома: корпус полностью окутан лесами, на них десятки людей выполняют свою работу. Мостовые краны перемещают блоки и водружают их на нужные места.
Каждый пролет стапельного цеха оборудован тремя мостовыми кранами грузоподъемностью 120 т. каждый, что дает возможность на каждом пролете перемещать блоки весом до 360 т.
Когда на судно установлено все необходимое оборудование, смонтированы системы, завершена сборка и окраска корпуса, оно выкатывается на стапельную площадку-трансбордер. Для этого используется специальный судопоезд.
Судопоезд
Судопоезд представляет собой систему из нескольких гидравлических тележек на рельсовом ходу с общей системой управления. Каждая тележка оборудована домкратом и имеет грузоподъемность более 170 тонн. Общая грузоподъемность судопоезда превышает 3000 т. Он подкатывается под опоры, на которых стоит судно, поднимает его вместе с опорами и затем перемещает.
Для спуска судна на воду используется специальная клиновидная платформа. Она изготовлена по норвежскому проекту на заводе “Пелла-Маш” и способна спускать стоящие на опорах суда общим весом до 3000 тонн. Происходит это следующим образом: судопоезд доставляет судно, установленное на опоры, на платформу. Затем платформа опускается в судоспусковой канал. На некоторой глубине судно всплывает. Платформа с опорами возвращается на свое место, а судно буксирами отводят на достроечную набережную, где завершается его сборка.
Благодаря оптимальной организации производственной площадки цикл строительства одного судна составляет 24 месяца. 9 месяцев длится первый этап, на котором осуществляется конструкторско-технологическая и материально-техническая подготовка производства, 9 месяцев уходит на строительство корпуса и оснащение судна оборудованием и еще 6 месяцев занимает достройка, проведение испытаний и передача судна Заказчику. Всего за год новая мини-верфь “Пеллы” способна спускать на воду до 6 судов.