"Птицы в полете завораживают меня. Я восхищаюсь соколами и ястребами, меня вдохновляет перо - его графика, невесомость, его устройство. Это такая досконально продуманная штука. По сути, я пытаюсь перенести красоту птицы на женщину".
Александр МакКуин
Эпизод первый. Зрелище и антизрелище
1.В зале темно. …Их здесь много, много людей. Очень много. Вокруг подиума витают пары духов, будто исходят не от одежд, а от дыхания людей - дыхания, свойственного людям, ожидающим чуда (хотя на минутку, уже третье тысячелетие на дворе).
2.Зажигается свет, но шоу не начинается. Зрители более часа вынуждены смотреть лишь на собственное отражение в зеркальном кубе. Ли Александр МакКуин за монитором: зрители не хотят смотреть на зеркальный куб - в этом заключена концепция - "развернуть fashion-индустрию назад, лицом к этим людям".
3.Стеклянная комната с зеркальным кубом слегка подсвечена изнутри и первая возникает аналогия: палата в психиатрической лечебнице. Старт дефиле обозначили модели, вальяжно перемещающие свои тела в струящихся платьях, украшенных искусной отделкой – вышивкой, раковинами мидий и перьев. Их головы или забинтованы, или в чучелах крупных птиц. Наряды вдохновлены фильмами Хичкока и шокирующими фотографиями Джоэля-Питера Уиткина. Гротеск образа переходит в гиперболу, гипербола - в экспрессию. В финале шоу на подиуме погаснет свет, но появится в зеркальном кубе. Его стены начнут опускаться и стекла разобьются вдребезги об пол. В кубе, на кушетке, окажется обнаженная полная женщина, в маске, с порхающими вокруг мотыльками (олицетворение фотографии Уиткина Sanitarium). Героиня инсталляции - Мишель Оллей, британская писательница и журналист.
Это показ «VOSS», и он сделает 2001 год для МакКуина переломным.
Такой показ назрел после четырех лет "поедания" Ли по кускам в модном Доме Givenchy. Он был арт-директором - но его работа подвергалась критике со стороны модных экспертов - тех, чьи фамилии канули в лету. Серости свойственно себе присваивать право судить - в суде, на подиуме или в колонке комментария, не важно.
"У меня здесь не вечеринка с коктейлями. Я предпочитаю, чтобы люди уходили с моих шоу и их тошнило".
МакКуин
Эпизод второй. Показ как спасение.
На одном показе была создана голограмма с танцующей Кейт Мосс. Он имел особый контекст. Тогда Кейт травили все английские таблоиды. Она вылетела из топовых звезд и не приглашалась на модные показы. Ли вышел поклониться публике, расстегнул рубашку - на футболке была надпись: «Мы любим тебя, Кейт». В зале стоял рев восторга.
Эпизод третий. «Важно смотреть смерти в лицо, потому что это часть жизни…»
В мае 2007 года сведет счеты с жизнью Изабелла Блоу - неподражаемая икона стиля и ближайшая подруга Ли. 2 февраля 2010 года умрет мама МакКуина Джойс.
Две самых близких ему женщины уйдут одна за другой.
«La Dame Bleue» (2008) – дань любви к Исси Блоу.
Показ открывался видео-инсталляцией с изображением райской птицы делающей взмах крыльями. Он создал образ, посвященный Изабелле...
11 февраля 2010 года его найдут в гардеробной собственного дома. Он сам разберется со своей жизнью. Текст предсмертной записки не подлежит разглашению. Но есть одна цитата МакКуина.
"Красота может являться из самых неожиданных мест, порой даже очень гадких, а я все время колеблюсь между жизнью и смертью, счастьем и печалью, добром и злом"
В тот день он займет в гардеробной место одного из своих нарядов. Печально, символично и многозначно.
После ухода мастера с арены бренного мира, мир попытается взять реванш за свое поражение перед ним. Десятки книг о МакКуине высыпятся на книжные прилавки, разрывая на куски страницы его жизненной истории. С душещипательными названиями, типа «Кровь под кожей». Их будут строчить все кому не лень – обильно инкрустируя эпитетами и фотофактами.
Они не учтут одного - чтобы расшифровать его символы - надо расшифровать источники его искусства: АКЦИОНИЗМ, НЕОЭКСПРЕССИОНИЗМ, СЕНСАЦИОНИЗМ.
Интересно, что писал после смерти Ли французский журнал Le Nouvel Observateur, который при жизни награждал его такой характеристикой: «…несвежая рубашка расстегнута на шее; ему бы очень пошла банка пива в руке. И стрижка – как у фаната футбольного клуба «Ливерпуль»… По сравнению с ним публика, которая приходит на концерт AC/DC, кажется образцом высокой моды».
Эпизод четвертый. 13 лет закулисной жизни Анн Деньо
Но из этих дебрей, вдруг покажется одна книга, с сероватой обложкой и белыми буквами: «Любовь глядит не взором: Тринадцать лет с Ли Александром МакКуином» (Love looks not with the eyes: Thirteen years with Lee Alexander McQueen).
У нее интересная судьба. Она появилась не так, как другие. Она рождалась 13 лет, изо дня в день, за кулисами. Если принять во внимание, что Ли был максималист, то можно представить себе, как она рождалась. Ее автор - фотограф Анн Деньо окажется единственной, проникшей в «святая святых»: на примерки, и вообще, на весь чернорабочий процесс доработки коллекции. Анн снимала бэкстейджи. Заказчиков у нее хватало. От Vogue, Vanity Fair, The Face - до ID. Но главным заказчиком была ее совесть и преданность искусству Ли.
Из десятков тысяч кадров и из сотен пленок - в альбоме лишь 400 фотографий. Контрастная книга, в чем-то максимально сфокусированная на эпизоде или эстетике детали, где-то абсолютно абстрагированная, но, беззаветно отражающая магию творчества МакКуина.
Эта книга с разгромным счетом переигрывает своих конкурентов - на скорую руку, под шумок, состряпанных книг о МакКуине.
Она переигрывает их концептуально. В чем? Можно узнать, если посмотреть слова из интервью Анн Деньо о МакКуине:
"В его характере присутствовали черты, свойственные ребенку. Становясь взрослыми, дети утрачивают или, возможно, забывают что-то важное. Ли не утратил и не забыл. Он стремился к цели, даже если уважаемые и очень благоразумные люди говорили: «Это невозможно». Он отвечал: «Возможно. Я сделаю».
И в книге пробивается свет сногсшибательных решений, свойственных Ли. Когда закрываешь альбом – первая мысль – это ренессанс искусства в моде. Ренессанс возникает у МакКуина. Он всегда сохранял чистое детское восприятие мира, - как подметила Анн.
Эпизод пятый. Тайна приглашения фотографа Ника Ваплингтона на съемки коллекции «The Horn of Plenty»
Однажды МакКуин изменит себе. В 2008 году, на коллекцию "Horn of Plenty", вместо Анн он пригласит другого фотографа. Некоторые модели будут в костюмах из утиных перьев. Фотографии войдут в альбом Alexander McQueen: Working Process, который МакКуину не суждено увидеть. Книга будет выпущена в 2013 году.
Эпизод шестой. «Я хотел научиться всему, всему, дайте мне все»
Он создавал образ, взрывающий сознание современника. В одной из последних коллекций «Plato`s Atlantis» он нарисовал постапокалипсис, который случится после глобального потепления. Дефиле начнется с видео-инсталляции с участием обнаженной девушки, по которой ползали змеи. Модели будут в коротких воздушных платьях с узором, дающим представление, что люди становятся рептилиями и бабочками - они в переливающихся чешуйчатых нарядах, похожих на кожу морского чудовища, с вытянутыми прическами.
Искусство для него было провокацией, а создание искусства - психотерапией. Чем же для зрителя должно стать искусство МакКуина, покажет время, главное, чтобы это случилось до того, как сбудутся предсказания гения.