Найти тему
Морская коллекция

Линейные крейсеры.Останется только один. "Рипалс".

В октябре 1914 года место первого морского лорда Великобритании снова досталась нашему старому знакомому-адмиралу Джону Фишеру. И естественно он сразу начал лоббировать продолжение строительства своего детища-линейных крейсеров. Только пушки и скорость.Скорость-чтоб 32 узла,а пушки-самые мощные на тот момент-381 мм. Но даже его старый друг-морской министр Уинстон Черчилль был против. Война ожидалась недолгой-порядка полугода- и все усилия он считал целесообразно сконцентрировать на достройке уже заложенных кораблей.

Но Фишеру помогли два обстоятельства-во-первых крайне удачные операции британских линейных крейсеров у Гельголанда и Фолклендов. Во вторых ,сам Фишер проявил выдающийся организационный талант-подменив уже утвержденные к постройке на частных верфях два линкора -"Рипалс" и "Ринаун",постройку которых притормозили с началом войны, на спешно разработанный ( от начала разработки до закладки кораблей прошел всего месяц)проект линейного крейсера с 6 381 мм пушками,32 узлами и бронированием уровня "Инвинсибла".А еще он клятвенно обещал построить крейсеры всего за 15 месяцев.

Черчилль уступил и помог продавить через кабинет министров строительство двух крейсеров по контрактам и с именами заказанных дредноутов -благо финансирование и ресурсы уже были выделены.

По сравнению с предшественниками, линейными крейсерами типа «Лайон", «Куин Мэри» и «Тайгером», они имели более мощное вооружение из 381-мм орудий и более высокую скорость хода, однако были слабее бронированы. Броневая защита была откровенно слабым местом новых линейных крейсеров.

Причем парадокс заключался в том-что под эти корабли уже не было целей. Гонять ими немецкие легкие крейсера и транспорты -было несоразмерно дорого,германские линейные крейсера и линкоры были фишеровским любимчикам совершенно не по зубам. А броненосные крейсера ,пригодные для рейдерства в Атлантике у Германской империи уже кончились.

Адмирал Битти,наученный опытом Ютландского боя , даже устроил публичный демарш,вообще отказавшись вести их в бой.

-2

-3
-4
HMS-Repulse-and-Renown-1939
HMS-Repulse-and-Renown-1939

-6

«Рипа́лс» HMS Repulse заложен 25.01.1915,спущен на воду 08.01.1916,вступил в строй 18.08.1916,потоплен японской авиацией 10.12.1941.

«Ринаун» HMS Renown заложен 25.01.1915,спущен на воду 04.03.1916,вступил в строй 20.09.1916 , Разобран на металл в 1948 .

Водоизмещение27 420 тонн полн. Длина242,2 м ,максимальная,
240,2 м по ВЛ.Ширина27,5 м. Осадка 8,5 м. Бронирование-Пояс — 76…152 мм;
Палубы — 25…64 мм;
Барбеты — 102…178 мм;
Башни — 178…229 мм;
Рубка — 254 мм;
Переборки — 76…100 мм.Двигатели-паровые турбины , 42 водотрубных котла 110 000 л. с. ,полная-125 000л.с..Скорость 32,1узла ,Экипаж обычно — 967 человек, со штабом (как флагман) — 1057 человек. Вооружение-6 ×
381-мм Mk I,
17 ×
102-мм Mk IX,2 × 76-мм зенитных АУ,2 × 533-мм торпедных аппарата

В ходе модернизации 1933—1936 годов «Рипалс» получил довольно редкую 102-мм спарку Мk.XVIII с орудиями Mk.XIV. По сути, это был экспериментальный образец для отработки установки «межпалубного типа», послуживший затем образцом при разработке 114-мм установок.Всего 8 универсальных 102-мм орудий: из них 4 орудия «Mk.IX» были установлены на одиночных лафетах «Mk.I» и «Mk.II» — два на крышах авиационных ангаров по бокам от второй дымовой трубы и два — на специально устранённых спонсонах на палубе бака. 4 других орудия «Мк. XV» смонтировали на двух спаренных установках универсального огня типа «Mk.XVII». Они были размещены на специальных платформах кормовой надстройки, по бокам грот-мачты. 2 8-ствольных установки «Pom-Pom Mk.VI» были размещены на специальных площадках платформы боевой рубки (побортно), в этом же месте но выше (на сигнальной палубе) установили 2 4-ствольных лафета «Mk.II» с 12,7 мм пулемётами «Mk.III». В 1941 году «Рипалс» должен был получить новые 102-мм зенитки Mk.XVI в установках Мk.XIX, но эти работы осуществить не успели. «Рипалс» стал первым линейным крейсером, оснащённым стартовой платформой для запуска самолётов.

В ходе модернизации 1936—1939 годов на «Ринауне» были установлены 114-мм орудия Mk I и Mk III. Они были взаимозаменяемы, сходны по конструкции и отличались по сути только конструкцией запального устройства. В общей сложности было установлено только четыре орудия Mk I, остальные представляли собой модификации Mk III. В качестве зенитных орудий ближнего действия на крейсера устанавливались 40-мм автоматы Mk.VIII «пом-пом». Также устанавливались счетверённые 12,7-мм пулемёты, которые в ходе войны были заменены на более эффективные 20-мм «эрликоны» .

Из-за частых переделок и ремонтов , производившихся на «Рипалс» и однотипном «Ринаун», оба получили на флоте прозвища «Ребилд» и «Рипейр» ( rebuild and repair — перестройка и переделка).

-7
-8

-9
-10

-11

-12

-13

-14

на марше с эскадрой
на марше с эскадрой

-16

«Рипалс» успел принять ограниченное участие во второй битве у Гельголанда 1917 ,в которой выпустил 54 снаряда — попав одним в лёгкий крейсер «Кёнигсберг — II». Затем попал под обстрел линкоров «Кайзер» и «Кайзерин», попаданий не получил и вышел из боя за счёт скорости хода.

В отличие от предшественников крейсера пережили Вашингтонский морской договор 1922 и остались в строю. «Ринаун» после Первой мировой часто использовался как королевская яхта ,возил Принца Уэльского в С. Америку,Индию и Австралию.

 "Рипалс" и японская авиация.1941
"Рипалс" и японская авиация.1941

28 ноября 1941 «Рипалс» встретил в Коломбо пришедший из Клайда новейший линкор «Принц Уэльский». 2 декабря соединение «Z» в составе: линкор «Принц Уэльский», крейсер «Рипалс» эсминцы «Электра», «Экспресс», «Тендос» и «Вампир», прибыло в Сингапур.

После выхода в море 9 декабря 1941 конвой был обнаружен японской летающей лодкой,соединение развернулось обратно в Сингапур,но в 11-15 10 декабря"Рипалс" получил первое бомбовое попадание, а с 12-22 до 12-27 сразу 5 торпед с японских торпедоносцев. Через 3 минуты ушел на дно носом вверх( некоторые видели что он перевернулся).Эсминцы спасли 796 человек.

«Ринаун» с октября 1939 охотился за немецким рейдером "Адмирал граф Шпее" и перехватывал немецкие торговые суда. Одна угроза появления "Ринауна" на горизонте заставила командование кригсмарине затопить карманный линкор . В апреле и июне 1940 ловил "Шарнхорста" и "Гнейзенау" в норвежских водах. 9 апреля в бою выпустил 230 381-мм и 1065 114-мм снарядов, добившись 1 попадания 381-мм снарядом и двух 114-мм снарядами. Сам «Ринаун» получил в ответ два попадания, но снаряды не разорвались, а потому повреждения не были серьёзными . Позднее водил конвои-от северных-в СССР-до мальтийских. С 27 января-флагман Восточного флота. (база-Коломбо).Отличился скоростным переходом в метрополию-когда англичане усилили Флот метрополии из-за опасения прорыва германского флота. За 306 часов хода он прошёл 7642 мили, придя в Скапа-Флоу 14 апреля 1945 года. Средняя скорость хода на переходе составила 25 узлов. В октябре 1946 года крейсер переведён в резерв, в 1948 году был отправлен на слом.

Линейные крейсера типа «Рипалс» на момент создания получили весьма прохладную оценку британских моряков, подвергаясь критике за недостаточную защищённость. При слабой защите и высокой скорости они получили мощное вооружение из хорошо зарекомендовавших себя 381-мм орудий.Проблема была только в том ,что орудий было всего шесть,а для британской системы управления боем все было рассчитано для пристрелочных залпов орудий кратно четырем- т.е. под восьми или двенадцатиорудийные корабли. Скорость кораблей в начале карьеры составляла 32 узла, хотя с годами несколько упала как из-за роста водоизмещения, так и из-за износа механизмов. Уровень защищённости новейших линейных крейсеров типа «Ринаун» был на уровне первого поколения линейных крейсеров, что было явно недостаточным. Неудивительно, что ещё до ввода их в строй горизонтальную защиту пришлось усиливать в срочном порядке

Основными противниками британского флота в начале второй мировой войны стали 5 германские линкоров типа "Дойчланд" и "Шарнхорст"(иногда их причисляют к линейным крейсерам). По скорости, кроме «Худа», их могли догнать только «Рипалс» и «Ринаун», и неожиданно старые линейные крейсера стали весьма полезными и практически незаменимыми в борьбе с германскими рейдерами Но и после модернизации крейсеры не дотягивали до уровня современных быстроходных линкоров. По меркам Второй мировой войны оставляла желать лучшего и противоторпедная защита. Недостатком оставалась и слабость зенитного вооружения .

Не забывайте ставить лайк и подписываться на канал!

Фото и иллюстрации взяты из открытых источников и принадлежат их авторам